АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиСтатьи о футболе 11.11.2014, 19:006

В титрах не указаны

Виртуальные явления иногда рождают вполне реальные темы для разговора. Это и произошло с выходом очередной игры из серии Football Manager. Виталий Халюков рассказывает о том, чему он нас учит, и нужно ли нам это.

В футбольной виртуальности, пожалуй, нет ни одного аналога играм серии Football Manager. Как бы EA ни старались раскручивать свой FIFA Manager в своё время, он всегда был глуповатым братом-модником, который донашивает вещи собственно за серией FIFA. ФМ (с вашего позволения, далее в тексте буду называть так) же был и остаётся вполне работоспособной скаут-базой, которую не может себе позволить даже трансфермаркт, и также относительно реалистичной и интересной игрой для тех, кто хочет почувствовать себя у руля любимой команды. Наличие игроцкой базы объясняется ресёрчерами в каждой стране, и проведением похвального исследования. А вот любовь неравнодушных к футболу людей по всему миру обеспечивает тот факт, что ФМ никогда не гнался за такими эфемерными вещами, как графика и собственно физический реализм. Нет, это цифры и таблички. Многие игроки, в том числе ваш автор, до сих предпочитают стандартных 2D-«колобков» 3D-движку, и благодарны разработчикам за то, что они не стали выводить из обихода. Ведь движок движком, а фантазия передаёт происходящее гораздо лучше. Достаточно схематичной игры.

В титрах не указаны

Так вот, 7 ноября свет увидела новая версия знаменитого симулятора, которая претерпела ряд изменений. К ним можно относиться по-разному, и говорить об этом мы сегодня не будем. Что нас интересует, так это добавление в игру четырёх новых ролей. Но сначала скажет, что такое роли.

Мы все знакомы с позициями игроков на поле, но ведь поставить кого-то на место, скажем, опорного полузащитника – недостаточно. Для того, чтобы это соответствовало реальности он должен исполнять определённые функции. То ли это классический «волнорез», который обрывает атаки соперника и начинает свои коротким пасом ближайшему партнёру, то ли этореджиста, дирижирующий игрой своей команды из глубины. Место то же – разница огромная. Найджел де Йонг вряд ли смог бы исполнять диспетчерские функции Пирло (да и кто смог бы?), а Андреа точно никогда не выполнял такой сумасшедший объем черновой работы и борьбы. Так что роли, безусловно, существуют и в реальном футболе. Это просто. Роль – это универсальное сборной описание игроков, выполняющих примерно одни и те же функции и играющих в примерно одном и том же стиле. Всегда есть нюансы, но это основа, которая значительно упрощает нам с вами жизнь в футбольной среде.

В прошлом году ФМ так же пополнился рядом новых ролей, которые футболисты могут выполнять. Но они были, скажем так, не подлежащими никакому сомнению. Например, энганче – термин, давно сложившийся в южноамериканском футболе, который представляет собой как раз южноамериканский ответ на итальянского треквартисту. Если последний режиссирует по всему фронту атаки, то энганче скорее становится её стержнем, в ключевой момент берущим дело в свои руки. Опять же, похожие роли, очень дирижёрские, очень «десятковые», но всё же разные. И мы знаем, что это такое, и с чем это едят. Нормально.

Или вот собственно роль реджисты вошла в игру как в ФМ 2014 года. Снова, примеры перед глазами. А как можно было не включить в игру ставшую очень трендовой позицию «ложной девятки»? Такой роли раньше не было, и воссоздать её имеющимися до этого силами игрокам не удавалось. Потому что глубинный форвард двигается вертикально снизу-вверх, лицом к воротам, но «ложная девятка» курсирует сверху-вниз и принимает мяч спиной к воротам. Две похожие, челночные, но, по сути, зеркалящие друг друга позиции.

По этим ролям у нас не возникало вопросов, но вот ФМ 15 и его четыре новые роли так легко не отделаются. Они, выражаясь фигурально, далеко не всегда включаются в титры. Поэтому исследуя их в игре, мы можем выяснить, каково их место в реальном, на сто процентов материальном футболе. Давайте посмотрим, что у нас есть.

Блуждающий плеймейкер

В титрах не указаны

Сами авторы говорят, что это некая разновидность бокс-ту-бокса, который в русской локализации жил под именем «свободного полузащитника», и слыл королём работоспособности и вездесущести в центре поля. Зачем же было добавлять что-то похожее? А затем, господа присяжные и заседатели, что в мире существует такой человек, как Яя Туре.

Не только он, разумеется, но именно лучший африканский игрок последних лет представляет собой квинтсэссенцию того, что теперь фанаты ФМ знают как «блуждающий плеймейкер». Бастиан Швайнштайгер и ещё некоторые игроки тоже вхожи в эту касту. А образовалась она очень просто, хоть и связана с усложнением футбола как такового. Понятие «бокс-ту-бокс» очень английское, но вместе с тем замшелое и нуждавшееся в обновлении. Отрабатывать по всему полю хорошо, но для современной игры этого мало. Посмотрите на Яя Туре. Он начинает из глубины поля, но, отбирая мячи, моментально превращается в плеймейкера, который видит всех партнёров разом и выбирает лучший вариант развития атаки. При этом он не лезет вперёд напролом – отдав передачу, он снова забегает назад, предлагая себя как вариант для безопасного сохранения мяча и страховку на случай потери. Хотя, если обстоятельства благоволят, не брезгует отдавать и завершать. Это одновременно опорный полузащитник, активно берущий на себя функции дирижёра, и плеймейкер, перманентно отрабатывающий сзади. При этом, с ролью оттянутого плеймейкера это не имеет почти ничего общего, не зря же он «блуждающий». Барражируя по всему периметру полузащиты, он находится в постоянной динамике и является краеугольным камнем игры команды в целом. Очень мало игроков обладают одновременно высокими навыками игру в разрушении и созидании, стратегическим умом и потрясающей выносливостью. Но они есть. И Яя Туре – их бог и царь. Так что теперь игроки в ФМ могут увидеть ивуарийца во всей красе, или возложить его функции на плечи другого игрока, чтобы схема работала. Интересно.

Переставленный крайний защитник

В титрах не указаны

Вот эта роль очень странная. Игроделы приводят в пример Рамиреса или Лама, но чтобы увидеть её в действии в реальном футболе нужно действительно присматриваться тщательно. По сути, она возложена на крайних защитников, которые ведут себя как обычно, но при атаке смещаются в центральные зоны, создавая свободное пространство на флангах для партнёров. Получается, это своего рода свободный вингер, который готов взять на себя роль центрального полузащитника ИЛИ центральный полузащитник, готовый подстраховывать фланговые зоны. Почему я написал «ИЛИ» капсом? Объясняю: логика и ранние статьи по этой теме приводили в пример Рамиреса и Джордана Хендерсона, которые выполняют большой объём работы для своих партнёров в том числе и на флангах. И это смотрелось логично в противопоставлении Ламу, который может сидеть на двух стульях одновременно, и выполнять функции плеймейкера даже номинально играя на фланге обороны.

Так вот, проблема в том, что в игре возможен вариант Лама, но не вариант Рамиреса-Хендерсона. Может быть, это будет исправлено в патчах, поскольку релизеры говорили об этом довольно громко. Но пока получается так, что мы гораздо лучше понимаем как это работает в жизни реальной, и находимся в замешательстве относительно виртуальной реализации.

Фланговый плеймейкер

Так, а вот это, как я понимаю, старший брат предыдущей роли. В том плане, что играет ближе к атаке. Здесь разработчики поймали давнюю тенденцию к перемещению «умной» игры на фланг и необязательность нахождения там бегунков или технарей. Месут Озил, когда появляется ближе к флангу, может выполнять эту роль. Равно как и Кристиан Эриксен, Санти Касорла, Синдзи Кагава и другие.

В титрах не указаны

Суть в том, что классическая «десятка» собирает все свои функции и переезжает на фланг. При этом футболист всё ещё тесно взаимодействует с центральной зоной, оказываясь там время от времени, но в целом он сохраняет мяч и придумывает атаки по краям. Когда плеймейкер находится в центре, а партнёры ожидают его решения на флангах – игра команды уязвима. И если удастся закрыть человека в центре, то из рисунка исчезает идея. Фланговый плеймейкер существует для того, чтобы это утверждение опровергнуть. Сохраняя мяч на фланге, и растягивая оборону, он может, как и наш предыдущий клиент, внезапно сместиться и оставить на фланге пространство для врывающегося партнёра, оказавшись на месте классической «десятки». При этом, он должен уметь отрабатывать назад, если придётся. Это не основное, но полезное требование к человеку на этом месте, потому что фланг – зона уязвимая, и потеря владения там может оказаться фатальной.

По идее, это работает в формациях с насыщенной полузащитой из 4-5 человек, когда хочется сыграть компактно и эффективно. Мы видим, что в настоящем футболе это возможно, хоть и не выделяем фланговых плеймейкеров в особую касту игроков, и, порой, вовсе не замечаем того, что обычно центральный игрок занимает место на фланге. Наверное, потому, что огромные отрезки времени он проводит в центре. Но в этом есть смысл. Самый яркий здесь, наверное, Кагава, потому что он как раз не разгоняет атаки по флангу, он их оттуда выдумывает. Даже когда находится в не самой хорошей форме, после возвращения из «Манчестер Юнайтед».

Раумдойтер

Позиция имени Томаса Мюллера, буквально снятая с его уст. Именно так он определяет своё место на поле. В переводе с немецкого это «искатель пространства», и сказать лучше об игре самого моторного футболиста современности нельзя.

В титрах не указаны

А, нет. Можно. Басти Швайнштайгер сделал это перед историческим полуфиналом минувшего Чемпионата Мира, где была разбита и поругана сборная Бразилии. Игрок «Баварии» среди бразильцев – Данте, тогда сказал, что он знает, как играют футболисты сборной Германии, намекая на количество сборников в составе мюнхенского клуба. Швайни прокомментировал это так: «Да, мы играем в одном клубе и он знает, как мы играем. Все, кроме Мюллера, потому что Мюллера предсказать невозможно».

Так, что по сути, Томас – единственный в своём роде раумдойтер, но разработчики всё равно включили эту роль в игру. Что же это такое на самом деле? На самом деле, играя на фланге, раумдойтер не привязан к нему никаким боком, потому что ищет пространство и предлагает себя. Важнейшая его задача – работа без мяча. Мяч вообще не задерживается у него надолго. Раумдойтер стремится поскорее с ним расстаться, и предложить себя на новом месте. Его работа заключается в поиске и использовании пространства. То для продвижения к новому свободному клочку поля, то для прицельного навеса или удара. Фантастическая эффективность Мюллера заключается как раз в том, что он играет таким образом, чтобы у него было как можно больше времени на выполнение технико-тактического действия. Ему тем более удобней, когда центральный нападающий готов сыграть спиной к воротам и освободить пространство для него. Марио Манджукич был готов это делать, как и любой партнёр по сборной, благо в нападении или Миро Клозе, который всё понимает, или «ложная девятка» Гётце, для которого это прямая обязанность. Левандовски тоже учится играть таким образом, но даже если это не получается, в «Баварии» у Томаса достаточно партнёров, которые обеспечат его место для рывка.

Итак, вердикт. Все четыре игровые роли, представленные нам в новом ФМ-е, основаны на действиях конкретных игроков, которые не могли быть реализованы в старых версиях. Такое разнообразие – несомненный плюс для игры, но в реальности мы обычно не выделяем эти роли как отдельные. Может быть, мы начнём делать это со временем, но пока что точно рано так конкретизировать. Единственный пункт, который имеет право на самостоятельную жизнь в реальном мире – это как раз раумдойтер, потому что он наиболее отличается от того, что мы привыкли видеть, а значит, более заметен, и потому что Томас Мюллер одарил мир этим термином и мы можем его использовать, не боясь, что выдумываем лишнее. Остальные три скорее всего так и останутся ролями, которые не указываются в титрах. Но это не значит, что мы не должны иметь их в виду.

Автор: Виталий ХалюковGetty Images
+11
Загрузка...