АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиСтатьи о футболе 7.01.2015, 12:000

Пепел на холме Суперги

Футбольная история очень многогранна и помнит невероятные взлеты и падения. Одной из таких противоречивых страниц стало «Торино» конца 40-х годов – команда-чемпион, уничтоженная авиакатастрофой. Европейский, а самое главное, итальянский футбол многое потерял из-за этого, а ход развития кальчо навсегда изменился.

Пепел на холме Суперги

Этот коллектив был собран буквально по крупицам и являлся настоящим творением Ферруччо Ново, который стал президентом «Торино» еще до войны, в далеком 1939 году. Новый глава клуба был молод и энергичен (42 года), родом из буржуазной туринской семьи. В молодости он сам играл за «Торо», но ничем особым не отметился и даже сам признавал это, напрямую утверждая, что был «бревном». За другим туринским клубом, «Ювентусом» стояла семья Аньелли (и до сих пор стоит) и целый концерн FIAT, поэтому Ново решил строить свой клуб на абсолютно противоположных принципах. Синьор Ферруччо пригласил на работу близких друзей и соратников, представителей элиты города. Ново пользовался советами легендарного Витторио Поццо, и поэтому его консультантами по футбольным вопросам стали чемпионы мира и бывшие игроки «Торино» Антонио Янни и Марио Сперроне, а также Джачинто Эллена. На должность вице-президента из крупной компании перешел друг президента «гранатовых» Ринальдо Аньизетта. К тому же, он являлся настоящим трасферным гением, умевшим перехватить практически любого игрока. Ново являлся примером отличного футбольного функционера, и во многом сумел опередить свое время.

Отдельного внимания заслуживает главный тренер того супер-чемпионского «Торино». Его звали Эрнст Эрбштейн, и Ново пригласил его из «Луккезе». Надо сказать, Эрбштейн по праву считался одним из лучших молодых тренеров в Италии того времени, ведь ему удалось вывести свою предыдущую команду из Серии С на седьмое место в Серии А, и на момент назначения ему было всего 40 лет. По образованию он был учителем физкультуры (что сейчас наверняка бы вызвало смешки), а по происхождению венгерским евреем. В те времена Эрбштейн находился под настоящим прессом расизма, его детей даже не принимали в местные школы. В итоге, он нашел убежище в родной Венгрии, где работал на текстильной фабрике, принадлежащей итальянцам (туда его смог устроить Ново, сохранивший с ним дружеские отношения). Не помогла даже смена фамилию, и Эрбштейн попал в концлагерь, откуда сбежал и прятался до конца войны в шведском консульстве. Конечно, после всех злоключений, он вернулся в «Торино», с которым прошел великий, но трагический путь.

Состав команды собирался в очень тяжелые для Италии времена. Поначалу на войну футболистов не призывали и чемпионат продолжался. Как раз тогда Ферруччо Ново смог перехватить своих лучших игроков – Валентино Маццолу и Эцио Лоика из «Венеции». Также он смог заполучить Пьетро Феррариса – чемпиона мира и игрока миланской «Амброзианы». К другим его трансферным успехам относится Гульемо Габетто, на котором хотели поставить крест в «Ювентусе». Оттуда же Ново перехватил еще двоих игроков – Альфредо Бодойру, Феличе Бореля. Из «Фиорентины» на фланг был куплен Ромео Менти. «Торино» в таком составе победило в чемпионате 1942/1943. Позже, когда пламя войны перекинулось на всю Италию, она оказалась расколота. Юг контролировали союзники, а на севере немцы держали оборону. Но чемпионат решили не прекращать, и порой игроки возвращались с игры, уклоняясь от снарядов. Сильвио Пиола, игравший за «Лацио», уехал навестить родителей, но не смог вернуться в Рим. Тогда находчивый Ново вышел на него, и взял под свое крыло. Футболистов он устроил на завод FIAT, благодаря чему они избежали службы в армии. Однако чемпионат 1944 года «Торино» всё же проиграл «Специи».

Пепел на холме Суперги

С началом первого послевоенного сезона команда была уже сформирована. На груди у них красовалась нашивка победителя скудетто («Специи» зачли победу-1944 позже). Но никто до 1949 года не смог отобрать у «Скуадры Гранаты» звание чемпиона. Команда своевременно перешла на модную в то время английскую тактическую схему WM. Итальянцы называли ее «система», а использовали в основном 2-3-2-3 («Торино» в том числе). Говорят, что Ферруччо Ново узнал о ней от своих именитых помощников и строго-настрого приказал тренеру ее использовать. Схема, позволявшая увеличить контроль поля и приводившая в замешательство команды-соперники, стала как никогда действенной и являлась одной из причин ошеломительного успеха «гранатовых». В итоге, команда была практически непобедима (из 142 матчей поражениями для «Торино» закончились всего лишь каких-то 13) и стала очень результативной. В суперсезоне 1947-1948 команда поразила ворота соперников 125 раз, а тройка бомбардиров Бонниперти-Маццола-Габетто забили 27, 25 и 23 гола соответственно. В придачу ко всему «быки» набрали максимальное количество очков – 65 в 40 матчах. Отрыв от преследователей был очень серьезным – 16 очков (что по меркам тех лет выглядит крайне впечатляюще).

Самой крупной победой того «Торино» стала 10:0 с «Алессандрией». Также «быки» громили «Ювентус» со счетом 5:2. Нельзя и не вспомнить серию из 21 матча без поражений. Но не атакой единой славился туринский клуб – оборона «Скуадры Гранаты» считалась очень надежной: 33 пропущенных мяча за сезон. Команда играла легко, непринужденно, ее отличал свой неповторимый элегантный стиль. Абсолютным лидером и подлинным вожаком «Торино» стал Валентино Маццола. Его авторитет был настолько сильным, что стоило подать знак и команда летела в атаку. К примеру, известен случай, когда в поединке с «Лацио» коллектив проигрывал со счетом 3:0. В середине второго тайма Валентино засучил рукава футболки, и это стало своебразным сигналом для «быков». Начался голевой марафон, и буквально через 10 минут на табло образовался счет 4:3. В течение 93 матчей «быки» ни разу не проиграли на родном стадионе «Филадельфия», который начали считать заколдованным (10 ничьих и 83 победы). К тому же, коллектив был очень сплоченным. Игроки согласились на понижение зарплат, чтобы оставить в Турине своего товарища – Данило Мартелли. Команда, которая прошла испытание войной, не боялась никого. И вместе с ней не боялась и сама Италия.

Сборная Италии тех лет состояла из игроков «Торино», переодевшихся в синие футболки «Скуадры Адзуры». Их называли лучшими из лучших и прочили победу на следующем чемпионате мира. Но этому не суждено было сбыться...

Пепел на холме Суперги

В конце сезона 1948-1949 «быки» уверенно разместились на первом месте в турнирной таблице, имея удобное преимущество. После ничьи (1:1) с «Бари», где под конец матча суперзвезда Маццола сравнял счет, и отрыв от «Интера» составил 4 очков. В качестве подарка за отличную игру Ферруччо Ново организовал для команды заграничную поездку. В те времена еврокубковых игр еще не было, перелеты команд были большой редкостью, но не для «Скуадры Гранаты», которая до этого летала в трумфальное турне по Южной Америке. «Торино» в практически полном составе вылетело в Лиссабон, где игроки провели целых четыре дня. Дома остались только сам президент клуба, страдавший бронхитом, запасной голкипер Ренато Гандольфи, травмированный Сауро Томо и празднующий крещение сына Николо Корозио. В Лиссабоне игроки хорошо отдохнули, а также сыграли товарищеский матч с «Бенфикой». Это был прощальный матч друга Валентино Маццолы, капитана португальского клуба, Феррейры. Кто бы тогда мог подумать, что эта игра станет последней и для суперкоманды «быков»…

«Великий Торино» трагически погиб на обратном пути из Лиссабона. Самолет команды «FIAT-G212» разбился на самом подлете к Турину, на холме Суперга. Была непогода, но пилот решил не садиться в Милане, а долететь. На подлете к городу, по всей видимости, произошел сбой в аппаратуре. Лайнер зацепился за Базилику Суперга – старое и очень красивое здание, сооруженное в честь победы итальянцев над французами в 1706 году. В аэропорту Турина ждали самолет до тех пор, пока не появились новости от посетителей маленького ресторанчика на злополучном холме. На борту разбившегося самолета находился 31 человек (включая экипаж), из них 18 игроков, тренеры-создатели суперкоманды, чиновники клуба и журналисты. Невозможно описать шок, в котором пребывал клуб, город, да, впрочем, и вся Италия. На опознание смог пойти только легендарный Витторио Поццо, который сквозь слезы пытался узнать, кому принадлежат останки. Легендарная команда была единым целым. Так и умерла.

Через два дня итальянская федерация футбола собрала экстренное совещание. До конца чемпионата оставалось четыре матча, но представители «Интера», «Милана» и «Ювентуса» первыми попросили отдать «Торино» чемпионство. Никто не возражал. В итоге, на оставшиеся игры была выпущена молодежь, которая и выиграла все четыре встречи. «Торино» стал чемпионом в четвертый раз подряд после войны. На этом история «Великого Торино» закончилась, по сути, не успев начаться.

Пепел на холме Суперги

«Быки» в следующем сезоне заметно сдали, и только к 70-м годам вышли на лидирующие роли в Серии А. Но и потом угасли. Легендарный стадион «Филадельфия» был заброшен в 60-е годы, а позже разрушен. Тренера Эрбштейна быстро забыли, а Ферруччо Ново так и не смог собрать новый боеспособный коллектив. Италия, которая должна была быть фаворитом следующего чемпионата мира, его не выиграла. С этим прекрасным поколением футболистов во всем итальянском футболе что-то надломилось. Перестала существовать та дерзкая команда конца 40-х, которая была надеждой сломленной войной страны. В результате появилось «катеначчо» – продукт отчаяния, который, впрочем, тоже будет иметь успех. Но тот факт, что победное шествие итальянского футбола закончилось на холме Суперги – сегодняшняя данность.

Как бы то ни было, яркая игра творения Ферруччо Ново поразила всех. Сборная Италии, Серия А и гранатовая часть Турина потеряла то, что олицетворяло футбол. Каждый раз, когда я вспоминаю «быков» образца конца 40-х, я думал о том, что Турин мог бы повторить судьбу Милана и Манчестера, став городом с двумя суперкомандами. А может быть, и не было бы нынешней «Старой Синьоры», не погибни «Скуадра Граната» в тот день. Боль их болельщиков не утолило чемпионство в 70-х и ничего больше не сможет. А судьба все также жестока, и в авиакатастрофах продолжили погибать команды, находящиеся на пике своей славы.

«Великий Торино» до сих пор любят и чтят в Италии, и рассказывают о них, как о настоящих футбольных богах. «Скуадра Граната» 40-х ушла из этого мира чемпионами, и этого у них никто никогда не отнимет. Вечная память...

Автор: Максим БолтенкоGetty Images
+14
Загрузка...