АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиСтатьи о футболе 20.01.2015, 07:003

Трагикомедия. Почему «Куинз Парк Рейнджерс» самый бестолковый клуб АПЛ

Роман Абрамов рассказывает, как малазийский бизнесмен Тони Фернандес вместе со своим КПР веселят общественность и подают плохой пример остальным командам.

Почти 150 лет один из множества лондонских клубов жил рутинной, особо непримечательной жизнью, лишь раз в несколько лет делая что-то запоминающееся. Все изменилось летом 2011-го после того, как контрольный пакет «обручей» купил малазиец Тони Фернандес. С тех пор КПР, даже занимая далеко не лидирующие позиции, умудряется постоянно оставаться на виду. Правда, гордиться тут нечем.

Трагикомедия. Почему «Куинз Парк Рейнджерс» самый бестолковый клуб АПЛ

Прежде, чем рассказать, как «обручи» взрывают новостные ленты, стоит сделать отступление и упомянуть, что же за человек нынешний хозяин клуба. В родной Малайзии Тони Фернандес отметился во многих сферах − от ТВ до политики, но в основном ассоциируется с созданной им авиакомпанией AirAsia. Транспортный бизнес помог Фернандесу заработать около 200 млн фунтов и осуществить многие свои желания. Одно из них − владеть европейской футбольной командой. Популярное увлечение среди азиатских нуворишей.

Изначальной целью Фернандеса был «Вест Хэм». Дважды малазиец пытался проникнуть в кресло владельца «молотков», но обе попытки были неудачными. Во время выполнения второй он, кстати, привлек внимание тем, что обсуждал ход сделки на странице в твиттере. За активную жизнь в соцсетях Фернандеса сразу хочется сравнить с нашим Сергеем Галицким. Вот только в одном случае это воспринимается как открытость, а в другом как очередное чудачество. Все потому, что «Краснодар» стабильно радует всю страну, а «Куинз Парк Рейнджерс»...

Получив отказ на «Болейн Граунд», Фернандес не отчаялся и все-таки нашел способ остаться в спортивной жизни британской столицы. КПР тогда только-только выбрался из Чемпионшипа, и новый владелец пришел как раз вовремя. Для контроля над клубом Тони даже не пришлось скупать все акции − хватило 66%. Остальная часть находится у семьи индийского бизнесмена Лакшри Митталя. Что интересно − состояние этого человека в несколько раз больше капитала Фернандеса, и при желании он мог бы забрать себе весь клуб и AirAsia на сдачу.

Да, для хозяина футбольной команды малазиец имеет довольно худой кошелек. Хотя вопреки здравому смыслу это не заставляет его дважды думать над каждой покупкой. Человек, ставший миллионером, по-любому умеет правильно распоряжаться деньгами, но с покупками в КПР Тони Фернандес творит что-то странное. Трансферая политика − главный повод для насмешек над «обручами». Видимо, малазиец питает нездоровую страсть к славе, громким именам, большим футбольным брендам и прочим вещам, от которых пахнет пылью красных ковровых дорожек. А может быть он решил пойти по пути американских сериалов, которые приглашают к себе знаменитостей для раскрутки проекта.

Как бы то ни было, а КПР стал крупным поставщиком известных игроков. Ну как известных − средств на приглашение настоящих звезд у Фернандеса нет, поэтому приходится выбирать бюджетные варианты. Это либо парни из топ-клубов, которые оказались там не нужны, либо возрастные дядьки, для которых КПР всего лишь остановка по пути на южный курорт.

Трагикомедия. Почему «Куинз Парк Рейнджерс» самый бестолковый клуб АПЛ

В первое же свое трансферное окно Тони запустил 23 млн фунтов, получив взамен Тайе Тайво, Джибрилля Сиссе, Федерико Македу, Шона Райта-Филлипса, Армана Траоре, Бобби Замору. Разношерстная компания приехала на «Лофтус Роуд» поднять самооценку и отдохнуть от шума больших команд. В КПР почему-то верят, что строчки «Арсенал», «Манчестер Сити», «Милан» в бэкграунде таких футболистов автоматически означают высокий класс и хороший результат. Но мало купить дорогую машину − ее еще нужно научиться водить. Удивительно, что Фернандес − бывший владелец команды Формулы-1 «Катерхэм» − этого так и не понял.

В первом сезоне КПР еле-еле смог зацепиться за последний вагон уходящего в следующий год поезда АПЛ. «Больше, нам нужно больше игроков», − подумал Тони Фернандес и в свое второе лето потратил аж £44 млн. Новым звездными участниками реалити-шоу «Построй свой клуб» стали Реми, Самба, Мбиа, Гранеро, Фабио, Бозингва, Жулио Сезар и Пак Чжи Сун. Чуть позже к ним присоединился еще и Харри Рэднапп, имя которого в Англии, несмотря на отсутствие трофеев, знают все. Однако даже этот опытный тренер не сумел разгрести завалы дорогих покупок, оставленные Фернандесом, и сделать из них монолитную команду. КПР выглядел беспорядочно, потерянно, совершенно искусственно. И справедливо рухнул в Чемпиошип, получив вдогонку пинок от чиновников УЕФА, которые обвинили клуб в нарушении финансового фэйр-плей. Оказывается, всего лишь за два года Фернандес умудрился привести клуб к убыткам в 80 млн фунтов за сезон.

Тут надо вернуться на пару абзацев назад и вспомнить, что у малазийца не так много денег (по меркам футбольных боссов, разумеется). И бестолковое управление явно обходится Фернандесу слишком дорого. Пока он даже не намекает на продажу команды, но немногочисленные фанаты «обручей» опасаются, что их нерадивый Тони скоро неожиданно осознает убыточность своей игрушки и тут же выбросит ее.

Сейчас нельзя сказать, был ли в голове Фернандеса рядом с пунктами «удовольствие» и «статус» заложен еще пункт «прибыль», но заработать на КПР в его нынешнем состоянии очень трудно. На домашнем стадионе «Лофтус Роуд» всегда многолюдно, но вмещает он всего 18 000, так что с него в любом случае много не соберешь. Трансферы по понятным причинам тоже отпадают. Типичный «обруч» − это футболист в возрасте, начавший деградировать еще до появления в клубе. Рекламные контракты из-за отсутствия нормальных результатов также не смогут прокормить КПР. А Фернандес к тому же закрыл конкурс на титульное спонсорство, отдав лицевую сторону футболок на нужды своей авиакомпании.

Трагикомедия. Почему «Куинз Парк Рейнджерс» самый бестолковый клуб АПЛ

Для долгой и упорядоченной жизни у клуба сейчас есть только один выход − радикально менять философию и провести тотальную работу над ошибками. Но Тони Фернандес продолжает вести себя как подросток, которого мама оставила надолго одного, дав денег на нормальную еду. Но вместо этого он побежал в магазин и набрал себе целую тележку с со сладостями в ярких упаковках. Вкусно, но непитательно и совсем неполезно. Этим летом КПР вновь потратил 40 млн и оформил несколько аренд. Сандро, Матч, Краньчар, Рио Фердинанд, Сарате − все мимо. Как и Адель Таарабт, которого вернули назад, кажется, только за тем, чтобы он повеселил Англию эпичной ссорой с Харри Реднаппом. Марокканец после «Милана» смотрел на КПР как на деревню, а тренер в отместку обвинил его в 19(!) килограммах лишнего веса.

Несмотря на все вышеописанное, закончить рассказ о КПР хочется на приятной волне. И события последних месяцев позволяют это сделать. «Обручи» все также обживают дно турнирной таблицы, но их игра уже не выглядит так разобрано и уныло, как полтора года назад. К тому же есть ряд новичков, которые все-таки заработали: Лерой Фер раздает передачи, а Маурисио Исла и Стивен Колкер достойно выглядят в обороне.

Ну и, конечно, главный самородок − Чарли Остин. На его счету 57% от всех командных голов. Ни один другой форвард АПЛ не ставит свой клуб в такую зависимость. Появление Остина − это удивительный парадокс и красноречивый намек для Фернандеса, ведь этот чуть ли не единственный предмет гордости КПР появился не из топ-клуба, а из недр английского футбола за скромные 4 миллиона.

Создается ощущение, что в этом году в КПР все-таки нащупали истину. Они, возможно, сами этого еще не осознали и не понимают, что с этой находкой делать. Ни очередная ссылка в Чемпиошип, ни чудесное спасение в высшей лиге по сути не повлияют на то, как они поведут себя дальше. Просветление придет только тогда, когда Тони Фернандес и вся его команда посмотрят на себя со стороны и поймут, что больше так жить нельзя.

Автор: Роман АбрамовGetty Images
+10
Загрузка...