АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиСтатьи о футболе 25.01.2015, 20:002

Ничей

Исключение команд крымского полуострова из чемпионата России и создание отдельной лиги под знаменем УЕФА – вторая тема в нашем футболе после застывшего банковского счёта Фабио Капелло. Дмитрий Проскурин вспоминает, как развивались события с футбольным Крымом после известных решений.

В марте, когда всё вот это начиналось, «Таврия» и ФК «Севастополь» тихо доигрывали в украинском чемпионате, где движение всех тектонических плит только обещало случиться. Обе стороны в борьбе за крымский футбол повторяли известные мантры, полагая, что вот к лету всё будет понятным.

В эфире «90 минут плюс» Сергей Чебан прямо сказал: «Готовим календарь с 18-ю командами. Какие две новые? Сами же понимаете…». А на Украине уверены: формальности и закон позволят сохранить в структуре чемпионата команды, за которые развернулась бойня (по крайней мере, через СМИ).

Ничей

Но ситуация наполнялась сложностями, как магазины мандаринами в предновогоднюю пору. Сказки и односложные заявления уже начали надоедать, а клубы профессиональные играть, а главное – кушать хотят. Украинские юридические лица рассосались сами собой, и нашим чинам пришлось оперативно создавать новые команды на базе старых: ТСК, СКЧФ, «Жемчужину» и ещё несколько для полулюбительского уровня.

Лето-2014 получалось особенно жарким. Острая политическая ситуация ещё добавляла маслица, вынуждая российскую сторону думать и что-то делать. Мы бы ограничились вспоминанием формальных заявлений Толстых, но в наших руках оказалась эпохальная стенограмма с заседания всех главных футбольных руководителей страны.

Вот из неё-то мы и прочувствовали весь истерический накал. Столкнулись государственные и частные интересы. Но не боролись, а именно, что столкнулись и упёрлись. У одних – свои понятные притязания, у других – чёткое понимание ситуации, но страх позвонить «Ему». Вероятные санкции ФИФА и УЕФА держали в психозе всех, кто в футболе разбирается. Более отстранённые от игрушки люди продолжали лить бравады о том, что интегрирование крымских команд – более важная вещь, чем участие «Зенита» и ЦСКА в Лиге Чемпионов.

Тем не менее, рискнули и заявили во второй дивизион и кубок. И 12 августа был сыгран первый матч между ТСК и СКЧФ. УЕФА сказал, что пока ничего предпринимать радикального не собирается, однако эти все матчи для него – дворовой турнир, внимание на который обращать не следует: сначала договорить с ФФУ, затем идите к нам.

С ФФУ, договариваться даже не пытались. И не потому, что «это наше внутреннее дело», но и по причине полной политизации процесса. Часто нам приходится говорить, как мерзкая политика влезла в чистый спорт, но в этом случае – уже полностью наоборот.

И поэтому украинская сторона только и просила наказать Россию – другого предложить она не могла. В сентябре сложилось окончательное впечатление: никому крымские команды уже не нужны. Все лезут в УЕФА (особо дерзкие – в ФИФА) с целью демонстрации своего права на полуостров. А вопрос «Чей Крым?» стариков из Цюриха практически не интересует. Главное – не класть всё подряд на устав, а дальше – пробуйте разговаривать.

Ничей

Поэтому и заморозился конфликт. Непризнанные матчи во втором дивизионе – победа и поражение отчасти обеих сторон. Но у России возникает новая проблема – финансирование этих самых клубов. Понятное дело: нормальный бизнесмен в Крым не полезет. Зачем ему эти команды с долгами? Тем более, в любой момент может прийти весточка о том, что пора заканчивать с футболом, капиталы давайте обратно – через пролив.

Виталий Мутко вроде бы вмешивался, старался до конца сохранять улыбку тёплой и доброй России, финансирование обещал. Но грустные заявления из команд в духе «Мы едим в день 10 маленьких пельменей» не прекращали кипятить информационное варево. Письма президенту, министрам, депутатам Госдумы прилагались дополнительно, но со времён «Томи», кажется, вариант с плачевной прозой не прокатывает.

Развиваться история начала в ноябре, когда Мишель Платини поговорил с Петром Порошенко и стал распинаться о важности принятия действительно футбольного решения. 4 декабря оказалось, что оно состоит в запрете России держать во втором дивизионе крымские клубы. Но и о возвращении в украинский чемпионат (о чём почему-то наши СМИ забыли сказать) также речи не шло, ибо даже в УЕФА понимают, к чему это может привести.

Позже Виталий Мутко начинает ругать РФС: «Если решения по крымским клубам не было, РФС не надо было их даже принимать», демонстрируя продолжение череды продуманных и понятных высказываний министра спорта. А в январе УЕФА решился создать новый чемпионат под своей эгидой.

Конечно, влияние России на этот турнир крымских команд (которых наскребут в количестве восьми штук) будет существенным, но какой смысл несёт это соревнование? Просто поддержание статуса профессионального футбола? А могут ли эти клубы попадать в еврокубки? Ответ, думаю, известен.

И забывать не стоит о простых людях, которых только в одном футболе будет очень много: от главных тренеров до массажистов. Кто готов это всё содержать и как долго – вопросы сложные, на которые ясного ответа не дадут ни в УЕФА, ни в любой другой конторе.

Ничей

Застопорить процесс активного соперничества двух стран – вот в чём кроется решение европейских функционеров. Россию терпят, потому что чемпионат мира ей проводить, а к Украине в последнее время просто принято относиться более лояльно. Увы, более насущные и правильные проблемы никто из сторон так и не обсуждает. Не знаю, может, действительно, этот крымский футбол никому нафиг не нужен, и предыдущие абзацы – пыльная ерунда. Лучше бы зарплату Капелло бы обсудили, наверное.

Пусть уж крымский футбол когда-нибудь станет реальным футболом: без политической примеси, которая сейчас на сто процентов является его составляющей. А долги, судьбы голодных футболистов и развитие детско-юношеских школ – самая настоящая мелочевка, любезно уступающая место другим уже более важным проблемам, о которых можно почитать на других сайтах, где долго пребывать, скажу честно, желания нет.

Автор: Дмитрий ПроскуринGetty Images
+7
Загрузка...