АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат Германии 6.08.2018, 22:042

Герои или преступники? Неоднозначная нацистская история «Шальке 04»

Любимый клуб Гитлера или жертва тоталитарного режима?

Герои или преступники? Неоднозначная нацистская история «Шальке 04»


«Шальке 04», один из самых известных клубов Германии, выиграл шесть из семи чемпионских титулов во времена нацистов между 1933 и 1945 годами. Странное совпадение, достойное того, чтобы мы копнули дальше. Интересен и другой вопрос: почему лишь два футболиста команды носили тот самый герб Третьего рейха?

Не стоит недооценивать тот «Шальке 04», известный не только яркими победами, но и революционным отношением к тактике игры. В своей книге «Гол! История немецкого футбола» Ули Хессе рассказывает, что большинство клубов того времени и думать не пытались о какой-то тактике, просто загоняя мяч в ворота всеми способами. Но «Шальке 04» предпочитал играть в короткие пасы, всегда находясь в поиске открытого партнёра. И поначалу их подход ни к чему не приводил, но постепенно стали набираться победы.

Такой стиль назывался «Schalker Kreisel», и его отцами считаются Ганс и Фред Балльманы. Братья выросли в Великобритании после того, как их родители эмигрировали во время Первой мировой. В 20-х их депортировали, и они вернулись на историческую родину. Едва ворочая языком, не зная и двух слов на немецком, они осели в Гельзенкирхене, где в 1904 году был основан «Шальке 04», прозванный в честь района, где проживал преимущественно рабочий класс.

Фред Кюне – один из местных футболистов – встречался с братьями ещё в Англии, и приветствовал их в своём городе и клубе, где для них как раз было место. «Шальке 04» был вовсе не большим клубом – команда только-только пробилась во второй дивизион регионального Рурского чемпионата. С приходом Ганса и Фреда всё поменялось: они тут же стали учить одноклубников шотландской игре в пас, которая быстро разбавила унылое мячекатание, которым был известен клуб. «Они показывали бисиклеты, игру в стенку… мы ничего такого не видели», - рассказывал нападающий Эрнст Куцорра.

Заморская мудрость помогла «горнякам» развить свою игру во что-то уникальное. Команда, состоящая в основном из шахтёров, собирала целые толпы – порой на стадион приходило до 40 тыс. зрителей. Ключом к успеху была игра в пас, которая позволяла доминировать над оппонентом. Так «королевские синие» прошли в четвертьфинал чемпионата Германии 1929 года.

Это был оглушительный успех, если не брать во внимание удаление на год 14 игроков за то, что «Шальке 04» им платил слишком много. Тогда футбол был делом исключительно любительским, и правительство жёстко наказывало денежные поощрения, нарушавшие священные правила непрофессионального спорта.

Но даже суровевший запрет не покончил с «Шальке 04», который приветствовало 70 тыс. фанатов после того, как былые звёзды всё-таки вернулись. Стадион «Глюкауф-Кампфбан» был переполнен, и команда тут же вернула былую форму. К 1934 году их фирменный стиль позволил добиться первого чемпионства, которое удалось взять в противостоянии с «Нюрнбергом».

Отметились тогда Фриц Сцепан и Эрнст Куцорра – друзья детства, чья общая история позволила образовать идеальное взаимопонимания на поле. Они были не разлей вода и в жизни – Сцепан даже женился на сестре Куцорры. На двоих они наколотили 450 голов. Сцепан 30 раз выходил в футболке сборной Германии в статусе капитана. Увы, их объединяли не только талант и детство, но и легковерие и спорные политические убеждения.

В 1933 году, за год до первого золота, Адольф Гитлер пришёл к власти, моментально изменив в стране всё – от политической жизни до спортивной. Это был период «гляйхшальтунга», и его почувствовал каждый житель Германии.

Повсюду можно было видеть национал-социалистов, громко заявляющих о своих антисемитских взглядах. За несколько лет 7 с половиной миллионов человек присоединилось к Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В 1939 Германия вторглась в Польшу и вынудила Францию и Великобританию объявить начало войны.

Именно в это жестокое время «Шальке» наслаждался лучшими годами в своей истории. Под предводительством Сцепана и Куцорры футболисты в сине-белой форме добивались спортивных подвигов, каждый год выходя в финал. До 1942 они ещё пять раз добились золота. Лишь к концу войны их форма постепенно стала сходить на нет.

Более чем через 50 лет после капитуляции Германии нацистская история команды оставалась неизведанной. Никто в клубе не хотел и думать о том, какие скелеты можно было найти в шкафах. Затем, в 2001 году, «горняки» решили переименовать улицу, прилегающую к стадиону, в честь Сцепана. В миг все узнали, что великий игрок своей эпохи был членом партии и принимал участие в программе «арианизации».

Реакция «Шальке 04» была похвальной: он передумал переименовывать улицу и вместо этого решил исследовать историю связей клуба с нацистами, тем самым став первым клубом Германии, который на это решился. Социальный учёный Штефан Гох занялся этой задачей. Его находки были выложены в замечательной книге «Между синим и белым скрывается серый».

До прихода Гитлера к власти «Шальке 04» был командой аполитичной. Члены клуба и футболисты голосовали так же, как и большинство. Это не изменилось и с приходом нацистов: некоторые члены штаба стали партийцами, но всего три футболиста последовали за ними – Фриц Сцепан, Эрнст Куцорра и Ханс Борнеман, защитник.

Сцепан был самым ярким из них: он приобрёл галантерейный магазин евреев Залли Мейер и Юли Лихтман, из-за чего тех сослали в Ригу, где и казнили, и активно пропагандировал нацистские ценности. «Мы должны демонстрировать верность фюреру, который сражался за всех нас», - говорил он. Не удивительно, что он, как капитан национальной команды, был особо подвержен идеологии национал-социалистов. После окончания войны Сцепана простили – несмотря на то, что он так и не понял, на что обрёк владельцев магазина.

Мы ничего не знаем о Борнемане. Что касается Куцорры, то тот официально обещался голосовать за партию. Как и его друг, он высоко отзывался о Гитлере, которого восхвалял во множестве речей: «футболисты Германии – поддерживайте фюрера! Германия должна жить и сражаться». Его современники, однако, отказываются утверждать, что он использовал подобные выражения: после войны Куцорру оправдали, посчитав, что он не был предан нацистской идеологии. «Шальке 04» был счастлив, и по сей день клуб находится на «Эрнст-Куцорра-Вег 1».

«Я просто хотел играть. Политика, религия – на это нам было плевать», - говорит сам Куцорра. Его утверждение можно оспорить, ведь футболисты не были обязаны примыкать к партии. Впрочем, его показания относятся и ко всему клубу, чьи члены может и не были «отъявленными» нацистами, но и особо не сопротивлялись.

Когда Гитлер пришёл к власти, «Шальке 04» моментально выгнал всех евреев. Клуб охотно проиллюстрировал свою готовность выполнять поручения свыше и яростно отрицал любые признаки «не-немецкости». После чемпионства 1934 польские газеты шутили, что в составе команды было так много игроков польского происхождении, что титул чемпиона Германии находился в «польских руках». Оскорблённый званием «польского клуба», «Шальке 04» ответил открытым письмом 13 футболистов, среди которых был Сцепан и Куццора. Последние два громко заявляли, что их родители были рождены в Германии, и сами они поляками не были.

Были в клубе и оппортунисты, воспользовавшиеся новыми привилегиями. Они избегали тренировок и матчей, и могли не служить в армии. Если честно, то винить их в этом сложно, хотя отрицать нельзя: их решения сказались на жизни других. Из всего состава лишь Отто Тибульски отказался отдавать нацистское приветствие, но и в этом мы не можем стопроцентно быть уверены – если бы он делал так на больших матчах, это вызвало бы бурю негодования. Как подводит Штефан Гох, «в клубе не было ни реальных злодеев, ни героев». Примерно то же можно сказать и о других командах того времени.

В «Фусбалль унтерм Хакенкройц», которая считается самым детальным изучением футбола во времена Гитлера, историк Нильс Хафеман утверждает, что всего было четыре «явных» нацистских команд. Это, очевидно, были бременский «Вердер», «Штутгарт» и «Мюнхен 1860». Четвёртым был именно «Шальке 04»… но по другим причинам.

Поскольку «горняки» были так успешны, правительство не могло не эксплуатировать их популярность в своих целях. В конце концов, это ведь была команда рабочего класса, с историей того, как друзья-шахтёры стали у основания великого спортивного коллектива. Да это же прямо олицетворение идеи «фольксгемайншафта», которая гласит, что вместе немецкий народ добьётся чего угодно. Именно так «Шальке 04» выигрывал свои матчи – навалом, командной игрой. Их стиль игры трансформировали в метафору гитлеровской идеологии. Сам «Шальке 04» и не думал стать во главе народных клубов, но ничего не оставалось. Он и не возражал.

Что любопытно, долгое время бытовало мнение, что Адольф сам поддерживал «королевских синих». Это утверждение популяризировал и журнал The Times в 2008, причём без каких-либо доказательств. Его популистскую статью «50 худших футбольных фанатов» оспорил директор по пиару Герд Фосс, который «проверил и перепроверил, правда ли, что между 1933 и 1945 на стадионе клуба была «трибуна фюрера», и ничего не нашёл». Называть Гитлера фанатом клуба только потому что тот был самым успешным во времена его правления – всё равно что назвать Маргарет Тэтчер болельщицей «Ливерпуля».

На самом деле Гитлер особой любви к футболу никогда не питал. Единственным матчем, на который он ходил, стало противостояние Германии и Норвегии на Олимпиаде 1936, в результате которого немцы с позором проиграли со счётом 2:0. Но футбол был самым популярным спортом в стране, и режим был обязан это эксплуатировать, превратив звёзд спорта в адонисов арийской расы.

Вот мы и возвращаемся к судьбоносному финалу 1939, когда «Шальке 04» так наказал «Адмиру». Футболисты Отто Швайсфурт и Вальтер Берг уже были призваны в армию. У них, по сути, выбора не было: здоровенная эмблема как бы символизировала, что даже футболисты должны были защищать свои убеждения на фронте.

Спустя три года, когда «Шальке 04» готовился играть в финале с венским «Фёрстом», уже у восьмерых можно было наблюдать злосчастного орла. Война набирала обороты, и даже звёзды не были в безопасности.

На то время Вена была центром футбольной жизни. Годом ранее «Рапид» стал первым клубом, выигравшим немецкий чемпионат. Противостоял ему, конечно же, «Шальке 04». Уже в 1942 «ди кёнигсблауэн» с трудом переиграли «Фёрст» со счётом 2:0. Это был их последний трофей золотой эпохи.

Остаётся один вопрос: был ли легендарный «Шальке 04» популярен среди последователей Гитлера? Мы знаем, что в Испании генерал Франко делал всё возможное, чтобы его фавориты выигрывали: например, говорят, что он отправлял своего генсека угрожать «Барселоне», в результате чего та проиграла «Реалу» со счётом 11:1.

Историки утверждают, что ничего такого в Германии не происходило – во всяком случае в высшем футболе. Были слухи о договорных матчах, но не было доказательств. Просто так вышло, что «Шальке 04» был лучшим клубом страны. По иронии, именно футболист этой команды утверждал, что существовал заговор против его одноклубников.

Герои или преступники? Неоднозначная нацистская история «Шальке 04»


Лишь раз Эрнст Куцорра открыто повёл себя не по правилам, отказавшись принимать знак почёта после поражения «Рапиду» в 1941 со счётом 4:3. Он подозревал, что нацистский режим хотел, чтобы австрийцы победили, в связи с чем рефери были явно на их стороне. Но доказательств этого нет.

Таким образом как-то чётко охарактеризовать позицию «Шальке 04» во времена режима сложно. Клуб не противостоял Гитлеру и позволил превратить себя в символ идеологии. С другой стороны, ничто не отличает его от других команд этой эры: что им оставалось в тоталитарной стране, где один неверный шаг грозил неволей или расстрелом?

Да, история «Шальке 04» могла бы быть романтической былью про двух друзей, которые изобрели уникальный способ играть и побеждать. Увы, наследие клуба навсегда будут очернено этим тёмным периодом истории.

Автор: Michael Sailer, These Football Times

+3
Загрузка...