АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиДругое 8.09.2015, 07:0030

«В едином порыве». Как немецкий нацизм принимал испанский франкизм в Берлине

FootballHD.ru рассказывает историю товарищеского матча Германия – Испания 1942-го года, устроенного немцами в честь Голубой дивизии.

12 апреля 1942 года трибуны Олимпийского стадиона в Берлине были заполнены. Это была больше чем просто игра Германии и Испании: это было заявление на весь мир о том, что в самом разгаре войны национал-социализм и франкизм могли себе позволить «роскошь» нормальной жизни. Организовать футбольную встречу предложили немцы: таким образом они хотели поприветствовать решение Испании организовать Голубую дивизию – группу испанских добровольцев, сражавшихся на стороне вермахта.

«В едином порыве». Как немецкий нацизм принимал испанский франкизм в Берлине

Многие члены этой дивизии принадлежали к Испанской фаланге, идеология которой была близка итальянскому фашизму. Они чувствовали себя обманутыми, ведь после Гражданской войны Испания так и не отважилась выступить на стороне Германии и Италии, а потому Голубая дивизия дала фалангистам возможность реализовать свою идеологию. Другая же часть солдат, воевавших во время Гражданской войны на стороне Республики, вступила в Голубую дивизию, чтобы бежать из Испании и попытаться перейти в ряды Советской армии на Восточном фронте.

Билеты распределились следующим образом: 6 тысяч было выделено для молодёжной организации «Гитлерюгенд», 14 тысяч – для немецкой армии, 22 тысячи – для спортивных клубов, 5 тысяч – для испанских союзников, одна тысяча – для инвалидов войны и почетных гостей и более 40 тысяч – для гражданского населения. Официальным представителям 250-й дивизии испанских добровольцев выделили места в президентской ложе.

Испанская сборная, возглавляемая Эдуардо Теусом и легендарным вратарём Рикардо Саморой, вылетела 11 апреля из барселонского аэропорта Эль-Прат на двух немецких самолетах Юнкерс. В семь вечера делегация приземлилась в берлинском аэропорту Темпельхоф. У трапа самолета футболистов встречал посол Испании в Германии Алонсо Каро, представители министерства спорта и подполковник Марио Гомес Самолия из Голубой дивизии.

Помимо тренировки под проливным дождём на Олимпийском стадионе, 11 апреля было заполнено политическими мероприятиями, подготовленными к приезду испанской сборной. В четыре часа дня игроки возложили венки к могиле неизвестному солдату на бульваре Унтер-ден-Линден. После этого вся делегация и журналисты из Испании были приглашены в один из лучших театров того времени – «Wintergarden», который впоследствии, 21 июня 1944 года, был полностью разрушен бомбами союзных войск.

В день матча стадион, собравший 90 тысяч зрителей, превратился в настоящее дефиле свастик. Мелькали флаги франкистской Испании и фашистской Италии.

Примечательно, что именно в тот день Гитлер приказал начать наступальные действия, в результате которых летом того года был завоеван Воронеж.

В воскресенье около часа дня в окрестностях Олимпийского стадиона было уже не протолкнуться. Как и во время Олимпийских игр 1936 года, уличные радиостанции передавали всё, что происходило на трибунах. Немецкая пресса представляла футбольный матч как «главное спортивное событие года».

«В едином порыве». Как немецкий нацизм принимал испанский франкизм в Берлине

Около четырех часов дня военные доставили обе команды на стадион. На флагшток стадиона водрузили испанский флаг вместе с итальянской и немецкой свастиками. Испанский гимн прозвучал первым и, как и немецкий, был встречен нацистским приветствием. Перед стартовым свистком стадион в едином порыве выкрикнул: «Хайль Гитлер».

Испанскую часть стадиона было легко узнать по флагам с орлами и символикой Голубой дивизии. На 76 минуте их радости не было предела: итальянский судья Риналдо Барлассина назначил пенальти, который реализовал Пако Кампос, переиграв немецкого вратаря Яна. Тем самым испанцы сравняли счёт, который на 58 минуте открыл немец Деккер.

Ничья устроила всех: Германию – потому что, несмотря на войну и то, что многие были на фронте, тренер Зепп Хербергер смог собрать почти всех своих лучших игроков; Испанию – потому что это была их первая игра вне Пиренейского полуострова после Гражданской войны, и результат оценили как вполне положительный.

На следующий день игроков испанской сборной ждал торжественный приём в мэрии Берлина. В присутствии высокопоставленных общественных и государственных деятелей футболистам вручили подарки в память о матче.

«В едином порыве». Как немецкий нацизм принимал испанский франкизм в Берлине

Позже офицер Ганс фон Шаммера, руководивший спортивным подразделением формирования «Штурмовые отряды» (СА), закончил серию дружественных актов телеграммой своему испанскому коллеге, генералу Хосе Москардо:

″...Мы были свидетелями красивой и честной товарищеской игры между двумя народами, которые едины в борьбе против мирового врага на полях сражений в Советском Союзе....″

Эта телеграмма стала эпилогом к матчу, проведённому Мадридом и Берлином в честь создания Голубой дивизии – организации, от которой сам Франко не замедлил дистанцироваться, как только поражение немцев в войне стало неизбежным.

Автор: Сергей ТимохинGetty Images
+12
Загрузка...