АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиДругое 26.03.2016, 12:001

Помоги мне. Почему США до сих пор не может явить миру звезду футбола

Журналист The Guardian Эллиотт Тёрнер пытается понять, что мешает 320-миллионной стране обзавестись своим Месси.

По оценкам ESPN, в 2014-м году более 3 миллионов американцев выступали за молодёжные футбольные команды. Всего же в футбол (именно в соккер) на разных уровнях играет около 30% местной молодёжи. Институт Аспена провёл исследование, которое и вовсе показало, что мяч гоняют аж 5 миллионов молодых американцев – эта цифра эквивалентна, например, половине населения Португалии. Если не Лионелем Месси, то парочкой Жоау Моутинью обзавестись точно можно без проблем, правда?

Я брал интервью у тренеров молодёжных команд, скаутов, родителей футболистов – спрашивал у них о текущей ситуации с развитием футбола в США. Все сходятся во мнении, что за 20 лет страна добилась серьёзного прогресса в этом виде спорта, но по-настоящему большого шага в правильном направлении не хватает.

Помоги мне. Почему США до сих пор не может явить миру звезду футбола


За два последних десятилетия реформы в американском футболе проводились по образу и подобию Европы. Франция открыла академию в 1988-м году, а в 1998-м выиграла Чемпионат Мира. В 1999-м году в США был дан старт аналогичной программе Брэйднтон, направленной на работу с юношами до 17 лет. В 2010-м году Испания, играя по схеме 4-3-3, выиграла Чемпионат Мира. Через год план США претерпел очередные изменения и посоветовал тренерам сосредоточиться на работе именно с этой схемой. В 2014-м году чемпионом мира стала Германия. Спустя год MLS объявила о начале сотрудничества с компаний Double Pass, специализирующейся на качественном росте скиллов у игроков U-17.

Самая важная реформа в футболе США случилась несколько лет назад, когда в колледжах и университетах был принят проект 10-месячного сезона. Идея такого формата была принята, в том числе, и для болельщиков, которые могли ходить на футбол почти круглый год. В академиях MLS требуют от игрока, чтобы он сделал выбор в пользу только одной команды – совмещать игры на разных уровнях нельзя. Тем не менее, в большинстве штатов университетский сезон длится всего несколько месяцев, так что клубы не из MLS позволяют игрокам пропускать тренировки на протяжении недели и разрешают присутствовать на матчах, когда получается.

Но эта реформа касается лишь тех игроков, которые в шаге от того, чтобы стать профессионалами. А что насчёт детей? Как та же Аргентина умудряется находить среди них будущих звёзд мировой величины? The Guardian говорил со многими скаутами – например, с Макси Родригесом, и подобные американские реформы не произвели на него впечатления. Они охарактеризовали этот процесс как «нанесение свежего слоя краски на разрушающиеся здания». Специалисты уверены, что молодёжные академии начнут процветать лишь при хорошей материальной поддержке – а её можно обрести, отыскав среди кучи юношей настоящую звезду, а затем продав этого футболиста. Этим и занимается амстердамский «Аякс», который открывает миру одну звезду за другой, а вырученные средства инвестирует в свою же академию, постоянно улучшая её инфраструктуру. Для того, чтобы найти новую звезду, можно даже не побеждать на юношеских турнирах – хотя и этим фактом нельзя пренебрегать.

Многие эксперты и тренеры полагают, что главная проблема американских академий в системе оплаты труда игроков. Юноши до 15 лет, которые хотят конкурировать на более высоком уровне, должны произвести впечатление на тренеров во время длительных просмотров, а это обойдётся их родителям в 1000-1500$. Любой тренер расскажет вам историю о талантливом ребёнке, который внезапно исчез – обычно из-за того, что родители просто не потянули его обучение футболу. Тем не менее подобная модель не является непреодолимым препятствием. Многие клубы предлагают действительно перспективным игрокам стипендии или вообще освобождают их от финансовых обязательств. Действуют и другие программы скидок – например, можно оплачивать обучение в рассрочку: в месяц по 100$ выглядит не так устрашающе (подходит для родителей, принадлежащих к среднему классу), как вышеупомянутые ценники.

При попадании в молодёжную команду MLS юные вундеркинды проходят жёсткий отбор: например, в неделю они должны выложиться по максимуму на четырёх тренировках. Впрочем, они бесплатны – как противовес pay-to-play модели. Футболистам расскажут и покажут, что к чему, и создадут для них максимально комфортные условия для того, чтобы те показали свои лучшие навыки. В академиях MLS уже начали наигрывать профессионалов. С 2007-го года 150 доморощенных игроков подписали профессиональные контракты с MLS – например, Джордан Моррис выступает за «Сиэтл Саундерз», а Мэтт Миазга из «Нью-Йорк Ред Буллз» позже был выкуплен лондонским «Челси»! Академии MLS могут принимать игроков разных возрастов, но разглядеть настоящую жемчужину – это, скорее, искусство, а не наука.

Помоги мне. Почему США до сих пор не может явить миру звезду футбола


Так каким же образом академии (сейчас речь не об MLS), которые воспитывают подавляющее большинство американских футболистов, могут сделать шаг вперёд и отказаться от pay-to-play модели? У ФИФА есть два варианта решения этой проблемы: плата за обучение и выплаты солидарности. В первом случае сумма будет выплачена, когда футболист до 23 лет подпишет свой первый профессиональный контракт. Во втором – когда клуб продаёт игрока до истечения его контракта. Клуб-покупатель должен удержать 5% от трансферной стоимости, чтобы затем заплатить молодёжным академиям, которые работали с этим футболистом. Вот пример, чтобы прояснить различия. Предположим, что 22-летний игрок – назовём его Мэтт – подписывает свой первый профессиональный контракт с MLS. До этого несколько лет он тренировался в независимом молодёжном клубе. Клуб MLS обязан заплатить процент этому клубу, в котором занимался Мэтт. Это механизм платы за обучение. Перенесёмся на несколько лет вперёд – клуб MLS продаёт Мэтта в «Манчестер Сити» за 5 миллионов долларов. «Ман Сити» должен удержать из суммы трансфера 5% и заплатить эту часть молодёжному клубу Мэтта. И если затем «Ман Сити» продаст Мэтта обратно в MLS за 10 миллионов долларов, то и клубу MLS придётся удержать эти же 5% и перечислить их на счёт молодёжного клуба Мэтта. Это и есть выплаты солидарности.

Годами молодёжные американские клубы пренебрегали этими приятными бонусами, но в последнее время многие команды делают акцент на выплатах солидарности при серьёзных трансферах по маршруту Америка – Европа. Это позволяет им улучшать тренерский состав, развивать инфраструктуру и материально поощрять одарённых игроков. Впрочем, не всё так просто: в той же ситуации с переходом ДеАндре Йедлина из «Сиэтла» в «Тоттенхэм» молодёжный клуб американца «Акрон Зипс» справедливо претендовал на получение своего заслуженного процента, но так и не дождался его. ФИФА пообещала разобраться, но уж очень мутная там вода. Похожая история была и с трансфером Клинта Демпси в «Фулхэм». Техасский молодёжный клуб, за который выступал Демпси, подал ходатайство и намеревался получить свои 5%, но MLS представила документы, согласно которым клуб и вовсе «не является прямым участником футбольной системы США». Техасцы испугались дисциплинарных мер и отозвали свой иск. Однако многие американские клубы всё же дожидаются своих компенсаций по выплатам солидарности, но для этого приходится совершить серию походов в судебные инстанции. Но молодёжные команды верят, что в скором времени вопрос будет урегулирован законодательно.

Помоги мне. Почему США до сих пор не может явить миру звезду футбола


У MLS и Федерации свой взгляд на выплаты солидарности – они считают такие отчисления незаконными. Есть несколько теорий на этот счёт. Во-первых, было высказано мнение, что эти платежи нарушают закон детского труда в США. Эта теория была успешно опровергнута изданием Vanderbilt Journal of Entertainment & Technology Law. Молодёжный футбол не подпадает под трудовые отношения. Кроме этого, единственный закон США о детском труде распространяется на детей до 16 лет. Таким образом, клубы справедливо претендуют на гонорары. Вторая теория отсылается к «правилу Босмана» – закону, действующему в странах ЕС, который разрешает игрокам, у которых истёк срок контракта с клубом, перейти в другой клуб без денежной компенсации. Мимо, поскольку европейское право к американскому не имеет никакого отношения. Наиболее интересный аргумент – из дела двадцатилетней давности. Фрейзер против MLS – иск, направленный против монополии Лиги. Дело футболистом было проиграно: стало быть, суд доказал легальность системы, позволяющей оставлять молодёжные клубы без выплат солидарности. Звучало тогда всё несколько иначе, однако сторонники этой системы решили подогнать проблемный вопрос под то громкое дело.

Помимо этого нерешённого вопроса, есть ещё один: в американском футболе озабочены тем, что условный молодёжный клуб хочет снимать сливки два раза – сначала они получают от родителей футболиста оплату за обучение, а затем хотят «примазаться» к успеху янгстера, когда тот достигнет серьёзного уровня. Судебная система, которая будет регулярно рассматривать подобные дела, попутно регламентируя ряд деликатных аспектов, в футболе США пока отсутствует.

По большому счёту, дело в неравенстве сил и приоритетах. Клуб MLS в среднем оценивается в 157 миллионов долларов. Даже если бы он заплатил 7500$ молодёжному клубу за каждого игрока с Супердрафта MLS, общая сумма вышла бы порядка 630 тысяч долларов. Для сравнения, ежегодный доход каждого клуба составляет минимум 800 тысяч долларов. Несколько тысяч долларов на выплаты не изменят финансовой ситуации для клуба MLS, зато станут отличным подспорьем молодёжной команде, которая сможет финансово стимулировать своих вундеркиндов. А второй вопрос – приоритеты, и он главный: отношение к соккеру в США оставляет желать лучшего.

Бейсбольная (MLB) и баскетбольная (NBA) лиги США в своё время отказались от pay-to-play модели. Сейчас это позволяет им каждый сезон штамповать звёзд мирового масштаба. Футбол серьёзно уступает в популярности этим видам спорта, но всё может измениться, если попробовать перенять успешный опыт. За последние годы ожидания от футбола в США значительно усилились, так почему не сделать новый большой шаг? Ведь скромные выплаты солидарности могут оказать американцам серьёзную помощь в преодолении долгого и тернистого пути к вершине футбольного Олимпа.

ОРИГИНАЛ: Elliott Turner, The Guardian

+4
Загрузка...