АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат Англии 15.03.2016, 12:005

«Мы боялись, что нас застрелят». Жизнь и борьба футболиста, пережившего клиническую смерть

Илья Яшинин рассказывает историю Фабриса Муамба, который четыре года назад выжил после остановки сердца прямо во время матча.

Жизнь очень несправедлива. Несправедлива в том плане, что человек не выбирает где ему родиться, не выбирает семью, в которой ему предстоит расти. Ты просто рождаешься, где тебя судьба высадит, а там уже по месту приспосабливаешься. Кому-то гонять в ползунках по ламинату цвета высокогорного дуба, а кому-то забавляться звоном консервных банок, заменяющих погремушки.

Переезд в Англию

Фабриса Муамба можно было бы вполне отнести к первой категории счастливцев, если бы не время и место дислокации. 90-е годы, гражданская война, столица Заира Киншаса (сейчас столица Демократической Республики Конго). До начала военного конфликта семья Муамба жила в хорошей квартире, глава семейства Клод был приближенным человеком президента страны, маленький Фабрис ни в чём не нуждался.

«Мы боялись, что нас застрелят».  Жизнь и борьба футболиста, пережившего клиническую смерть


Начавшаяся в стране гражданская война на сегодняшний день считается одной из самых кровопролитных за всю историю человечества: погибло почти пять с половиной миллионов человек. Клоду Муамба пришлось бежать из страны, так как оппозиция была настроена к правительству крайне негативно, и Фабрис вместе с матерью и тремя братьями остались наедине с перестрелками. Если рассказать Фабрису о наших «лихих» 90-х, он, наверное, тихонько посмеётся:

″...– Нам толком нельзя было поиграть в футбол, потому что мы боялись, что нас могут застрелить. Несколько моих друзей детства были ранены. ...″

Прошло пять лет, прежде чем Фабрис снова увидел своего отца. Он получил политическое убежище в Англии и сразу же перевёз всю семью на Туманный Альбион. Высадившись в лондонском «Хитроу», прилетела и новость из родных краёв: погиб дядя Фабриса, оставшийся в Киншасе. 11-летний паренёк стоял в аэропорту и не понимал, что будет дальше. По-английски он мог связать разве что пару слов, близкие ему люди остались бороться за жизнь за много тысяч километров отсюда, кругом всё чужое.

Начало карьеры

Школа, в которую пошёл учиться Фабрис, находилась рядом с «Уайт Харт Лейн», возможно, поэтому парень и проникся футболом. В 14 его приняли в команду «Арсенала», но учёбу юный спортсмен не забрасывал: Фабрис учился почти лучше всех в классе и уже свободно говорил по-английски. После трёх лет в системе «канониров» Муамба получил полноценный контракт и вкусил большой футбол.

«Мы боялись, что нас застрелят».  Жизнь и борьба футболиста, пережившего клиническую смерть


Фабрис играл в центре полузащиты, выступал за молодёжные сборные Англии всех возрастов, в команде до 21-го года был даже капитаном. В детстве кумиром Муамба был Патрик Виейра, поэтому казалось, что за нахождение в «Арсенале» Фабрис готов на многое. В одном из интервью молодой футболист прагматично заявил, что является не самым талантливым игроком и просто рад возможности играть в футбол. И чтобы в него играть, а не смотреть со скамейки запасных, Муамба сначала уехал в «Бирменгем», где получил необходимую игровую практику, а затем за пять миллионов фунтов перешёл в «Болтон», где со временем стал ключевым игроком.

Судный день

Ровно четыре года назад Фабрис снова оказался рядом со своей школой – на «Уайт Харт Лейн». С этим районом Лондона Фабрис будет связан воспоминаниями на всю жизнь. В школе началась его новая жизнь, а на стадионе чуть не закончилась.



Трёхлетний Джошуа закричал:«Мама, мама, смотри, там папа застыл!». Шона бухнулась на диван и начала рыдать. Уже через полчаса она на поезде мчалась в Лондон, а домой вернулась только через 41 день – всё это время она была в палате рядом со своим будущим мужем Фабрисом.

Под конец первого тайма Муамба без видимых на то причин упал на газон. Как вспоминал сам Фабрис, первые пару секунд в его глазах было два Модрича, а потом он абсолютно ничего не помнит. Весь стадион замер, и только один мужчина возбужденно пробирался вниз сквозь остальных болельщиков. Этим человеком был болельщик «Тоттенхэма» и по совместительству кардиолог Эндрю Динер, которого вообще не должно было быть на матче – он пришёл на игру по чужому билету. Врачу удалось убедить стюартов пропустить его на поле и уже через несколько минут Динер вместе с Муамба ехали в машине скорой помощи в одну из лондонских клиник.

15 дефибрилляторных ударов и 78 минут потребовалось для того, чтобы сердце Фабриса снова начало биться. Пережив клиническую смерть, Муамба пытался понять причины произошедшего и пришёл к выводу, что, скорее всего, он слишком перестарался во время предсезонки:

″...– Я старался работать на пределе, чтобы стать сильнее, чем остальные. Пытался выполнять больше упражнений, больше бегать на тренировках. Наверное, это стало одной из причин случившегося. ...″

«Мы боялись, что нас застрелят».  Жизнь и борьба футболиста, пережившего клиническую смерть


Жизнь после смерти

Фабрис не оставлял надежды вернуться в футбол, но врачи исключили такой вариант, установив ему кардиостимулятор на случай, если мотор вновь решит остановиться. Смириться с этим Муамба было очень тяжело, ведь именно футбол дал ему всё, что у него есть. С другой стороны, он был рад уже хотя бы тому, что остался жив.

Через несколько месяцев после выписки закончивший карьеру футболист вновь оказался на судьбоносном для себя месте: школа, «Уайт Харт Лейн» и куча людей. Все пришли посмотреть на то, как Фабрис бежит с олимпийским факелом, как бы показывая судьбе, что сломать его не так уж просто.

«Мы боялись, что нас застрелят».  Жизнь и борьба футболиста, пережившего клиническую смерть


Оказавшись лицом к лицу со смертью, Фабрис еще больше стал ценить жизнь. Хотя, казалось бы, куда ещё больше после такого детства. За четыре года Фабрис успел сделать многое: женился на Шоне, которая родила ему второго сына, закончил университет по специальности «журналистика», а также написал книгу. Этим летом Муамба получил ещё и тренерскую лицензию, так что футбол из его жизни не исчезнет. Осталось осуществить ещё одну мечту: вернуться на родину и попинать там мяч с ребятнёй, не опасаясь быть случайно застреленным.



Автор: Илья ЯшининThe Guardian, goal.com
+13
Загрузка...