АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат Англии 25.08.2020, 17:190

«С детства меня преследовали из-за цвета кожи». Эмиль Хески – о расизме в Англии

Известный экс-форвард «Лестера» и «Ливерпуля» Эмиль Хески пролил свет на проблему расизма в АПЛ.

«С детства меня преследовали из-за цвета кожи». Эмиль Хески – о расизме в АнглииИгровую карьеру он завершил ровно четыре года назад – летом 2016-го. Ныне Эмилю Хески 42 года, и он собирается поработать в футболе на одной из менеджерских должностей. По крайней мере, так дела обстояли до пандемии коронавируса, когда наш сегодняшний герой даже успел поступить на соответствующие курсы.

В своей недавно вышедшей в свет автобиографии «Even Heskey Scored» бывший форвард «Лестера», «Ливерпуля» и сборной Англии не уделяет много внимания критике, которая лилась на него рекой во время игровой карьеры. Хески называли и «деревом», и «дубиной, пробивающей оборону лбом», но все эти слова Эмиль пропускал мимо ушей. Они не задевали его так, как дискриминация по цвету кожи.



С недавних пор, после всем известных событий в США, по миру прокатилась акция, направленная на борьбу с расовым неравноправием – «Black Lives Matter». Перед каждым матчем АПЛ в концовке сезона команды опускались на колено, выражая солидарность с теми, кто подвергался расизму.

Но, по мнению Хески, проблема все-таки лежит глубже. В менеджеры Эмиль собирается податься с целью доказать, что люди с черным цветом кожи способны управлять в футболе всеми процессами не хуже белых. Для этого Хески и пошел на курсы УЕФА, где будет набираться ума-разума в компании таких звезд прошлого, как Дидье Дрогба, Кака, Флоран Малуда, Жулио Сезар, Андрей Аршавин и Джон О'Ши. Но даже на соответствующем фото из 29 человек лишь пятеро являются темнокожими, что еще раз подтверждает теорию Хески – белым пробиться вверх и добиться успеха куда проще.



«Я хотел бы еще поработать в футболе. Побыть где-то директором или управляющим. Мне интересно отвечать за структуру клуба с самого низа и до верха. Я хотел бы работать так, чтобы приносить пользу каждому сотруднику клуба, не только футболистам и тренерам, но и другим лицам, помогающим добиваться коллективу успеха. В бытность футболистом, я видел ту сторону дела, которая обычно остается за кадром. Но это не означает, что люди на втором плане не являются такими же творцами успеха, как и те, кто выходит на футбольное поле, забивает голы или отдает результативные передачи», - говорит Хески.

«Когда мы начинаем играть в футбол, у каждого из нас появляются свои кумиры. Моими были Иан Райт и Ромарио. Обычно нам близки те люди, которые чем-то похожи на нас самих, с которыми себя проще отождествлять. Теперь, когда я завершил карьеру игрока, мне вновь впору поставить перед собой вопрос – кто же для меня образец для подражания сейчас? Я думал об этом. Наверное, это Лес Фердинанд, который последние пять лет трудится спортивным директором «Куинз Парк Рейнджерс». Он же единственный темнокожий экс-футболист, с которым мне доводилось играть, и который добился успеха в футболе и после завершения игровой карьеры. По крайней мере, Фердинанд – единственный, кто с ходу приходит мне на ум».

В начале июня подобную тему в АПЛ поднял один из лидеров «Манчестер Сити» Рахим Стерлинг. Он заявил, что у темнокожих специалистов практически нет шансов проявить себя на высоком уровне в британском футболе. В качестве примеров Стерлинг приводил карьеры Стивена Джеррарда, Фрэнка Лэмпарда, Сола Кэмпбелла и Эшли Коула, которые приблизительно в одно время начали тренерский путь, но в итоге востребованными оказались только первые двое (https://footballhd.ru/allnews/anglianews/302077-sterling-v-apl-primerno-500-igrokov-tret-chernye-no-u-nas-net-predstavitelstva-ni-v-rukovodstve-ni-sredi-trenerov.html)…

«Рахим Стерлинг сказал правду, но людям не нравится слышать правду. Хотя общество должно чувствовать себя неудобно за происходящее. Помню, что легенда «Манчестер Юнайтед» Дуайт Йорк недавно сказал, что к нему даже не обращаются за интервью. Сол Кэмпбелл в свое время вынужден был пойти в «Маклсфилд Таун»… Я не говорю неуважительно в адрес этого клуба, но других вариантов у него почему-то просто не было. Почему? Куда деваться бывшим чернокожим футболистам после того, как они завершили карьеру?», - вопрошает Хески.

«Я дебютировал на профессиональном уровне в 17 лет. Это был 1995 год. И тогда мы стремились к равенству и увеличению числа темнокожих тренеров в английском футболе. Прошло 25 лет, и что изменилось? Движемся ли мы как-то в этом направлении? Ответ на поверхности – нет!» - говорит Эмиль.

По мнению экс-форварда, решение может быть банальным и простым – внедрить и контролировать выполнение «правила Руни» на топ-уровне в английском футболе. Это правило было согласовано и введено в действие в 2003 году в Национальной футбольной лиге (США), и к другому экс-форварду сборной Англии Уэйну Руни не имеет ни малейшего отношения. Его назвали в честь Дэна Руни, и заключается оно в том, что при поиске нового тренера клубу обязательно нужно приглашать на собеседование как минимум одного кандидата из категории BAME, то есть темнокожего, азиата или человека из другой малой этнической группы.

«Все просто. Если вы владелец клуба, и вам необходимо следовать «правилу Руни», то ваше отношение к проблеме изначально отходит на второй план. Вы должны в списке кандидатов найти свой «драгоценный камень». Речь не идет о том, что вы обязаны брать на работу заведомо худшего кандидата только из-за его темного цвета кожи. Нет, но мы просто говорим вам – расширьте кругозор, позовите того, на кого вы раньше не смотрели. Возможно, в процессе общения вам действительно покажется, что этот человек хорош, чтобы сделать то, чего вы от него хотите. Но даже если вы наймете другого человека, то этого вы можете впоследствии посоветовать кому-то другому», - отмечает Хески.

«Это же неправильно, когда человек калибра Дуайта Йорка оказывается ненужным. У него даже не берут интервью! Он просто неинтересен никому – ни клубам, ни журналистам… А ведь если бы он был белым, то проблем с теми же интервью у него не было бы».

«В США, где началась ситуация, нет проблем с темнокожими менеджерами в клубах из числа бывших игроков. Когда вы смотрите, то понимаете, что число темнокожих тренеров, генеральных директоров, менеджеров и администраторов в процентном соотношении там намного выше, чем здесь, на Туманном Альбионе. И при этом считается, что в Великобритании меньше проблем с расизмом, нежели в США», - подчеркивает Хески.

Вспоминая о собственном опыте столкновений с расизмом, Хески напоминает, что его родители перебрались в Лестер из региона Карибского моря, а потому с детства Эмиль понимал все о своей принадлежности к черной расе.

«Нам приходилось еще детьми маневрировать по улицам. Мы держались вдали от определенных районов. Мы знали, по каким улицам и когда можно ходить. Даже не другую сторону улицы не стоило переходить тогда, когда там было много белых. С самого детства я понимал, что означает цвет моей кожи: нас преследовали из-за этого. В конце концов, это вошло в привычку. Ты не слишком задумываешься об этом, когда это стало нормальным для тебя», - вспоминает Эмиль.

По иронии судьбы, в детстве Хески начал играть за «Рэтби Гроби Джуниорс» - команде с окраин Лестера, где он оказался единственным темнокожим.

«У меня не было тех жутких историй расизма, с которыми столкнулись многие другие темнокожие футболисты. Я знаю, что их оскорбляли на почве цвета кожи, а также подозревали в поддельном возрасте. Я с подобным никогда не сталкивался в юношеской команде. Возможно, все потому, что я был единственным черным в коллективе, а потому мог легко парировать подобное простой фразой: «Ты обижаешь меня только потому, что я здесь один такой?»

Даже в профессиональном футболе Хески, как он признается, удалось избежать худших проявлений расизма, хотя с некоторыми фразами, скрытыми под юмор, ему все-таки приходилось сталкиваться.

«Помню, если я делал плохой пас, то мне могли сказать что-то вроде: «Он снова накурился конопли». Никто из моей семьи никогда не курил, сигарет. Так почему они так говорили? Поначалу мне было это непонятно, да и сейчас я уверен, что подобное не звучало, если бы с передачей ошибался другой игрок, цвет кожи которого не темный».

«Думаю, сейчас наступают времена, когда люди становятся более открытыми и свободными. Они способны сказать все, что у них наболело. Для этого есть масса возможностей – социальные сети, различные каналы передачи информации. Да и давление в массах становится все большим, что дает надежду на победу над расизмом».

Впрочем, Хески признает, что пока ситуация по-прежнему отдает декларативностью. Поэтому вопрос, когда темнокожие специалисты будут получать возможность работать в футболе наравне с белыми, остается актуальным для Эмиля и миллионов тех, кому его точка зрения покажется близкой. Ведь не стоит забывать примеры самого Хески, говорящие о том, что за последние четверть века в Англии крайне мало что поменялось в плане доверия темнокожим ответственных должностей в футболе. Посему далеко не факт, что Эмиля Хески мы сможем увидеть успешным руководителем в таких же авторитетных клубах Англии, в которых ему посчастливилось поиграть в бытность футболистом.

Алексей ШАТИЛОВ

Автор: alvesh83
0
Загрузка...