АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат Англии 22.03.2021, 19:190

Махинаторы, манипуляторы и Модрич. История главного трансфера в истории «Тоттенхэма»

Как в скромном клубе из Лондона оказался хорватский гений.

Махинаторы, манипуляторы и Модрич. История главного трансфера в истории «Тоттенхэма»Дэмьен Комолли сидел в машине и переводил дух после своего путешествия из «Спёрс Лодж» — старой тренировочной базы «Тоттенхэма» в Чигуэлле. Внезапно в кармане завибрировал сотовый — звонил президент клуба Дэниэл Леви. Он звонил с новостями, которых директор футбола боялся больше всего — Лука Модрич, за которым «шпоры» следили вот уже год и пытались подписать, уже одной ногой был в «Ньюкасл Юнайтед». Президенту поведали, что сделка почти завершена.

Работа скаутов и дипломатическая миссия в Загребе не увенчались успехом. Всё было напрасно.

«Внезапно мы поняли, что можем провалиться — а ведь мы работали над сделкой 18 месяцев, — признаётся Комолли. — Поэтому я сказал Дэниэлу, что если упустим игрока, то нам обоим следует подать в отставку. Такое развитие событий было непозволительно». Ну а Дэниэл в типичной для себе манере сказал «ага, ага» и повесил трубку. Затем, в три часа ночи, он позвонил мне и заявил, что только что обо всём договорился. Я понять не мог, о чём он. «О чём договорился?» И он рассказал, как после нашего разговора сразу же направился в аэропорт и улетел в Загреб. Он всё ещё был в Хорватии, где уже обо всём договорился с игроком и клубом. Я был в шоке, честно. Он сотворил чудо».

Тема Луки Модрича как никогда актуальна для лондонского клуба, который столкнулся с загребским «Динамо» в Лиге Европы. Обе команды были невероятно важны для карьеры полузащитника, который достиг своего пика в «Реале», с которым стал двукратным чемпионом Испании и выиграл четыре кубка Лиги Чемпионов. Обладатель «Золотого мяча», дошедший до финала Чемпионата мира, вполне может считаться величайшим игроком в истории страны.

Даже сейчас, спустя девять лет после его ухода из «шпор», болельщики вспоминают о нём с теплом. Купленный всего за 16,5 млн фунтов, он олицетворял собой надежды на светлое будущее вечно буксировавшего клуба. С хорватом в обойме «Тоттенхэм» расцвёл и дважды завершал сезон на четвёртой строчке таблицы. Внезапно из вечного предмета насмешек он превратился в угрозу лидерам. Кто знает, где бы команда была сейчас, если бы ни подвиги Модрича и Гарета Бэйла.

«Тоттенхэм» всё ещё грезит трофеями, но многое изменилось за время после прихода хорвата. Постоянно играющий в Европе, да ещё и с новёхоньким стадионом, этот клуб явно ближе к элите, чем тогда.

Подписание Модрича было ключевой задачей для руководства, которое надеялось начать новую главу в истории клуба. Однако трансфер, который только укрепил позицию Леви в Лондоне, очень негативно сказался на «Ньюкасле», где тренер Кевин Киган окончательно потерял веру в совет директоров. А в далёком Загребе плоды сделки пожинал исполнительный директор «Динамо» Здравко Мамич. Сейчас он живёт в Боснии и Герцеговине — на родине его объявили в розыск за мошеннические действия при совершении трансферов и уклонения от налогов после продаж Модрича и Ловрена.

В 2017 году состоялся суд, и Модрич — как и Ловрен — были свидетелями. Полузащитник явно не хотел обвинять Мамича, недавно пережившего попытку убийства, что рассердило многих — в Хорватии этот «футбольный мафиози» давно вызывал споры. В Задаре — родном городе Модрича — даже появились оскорбительные граффити. «Я будто бы убил кого-то, так меня ненавидели. Раз — и я самый ненавистный человек в Хорватии» — писал футболист в автобиографии.

За всем этим безобразием «Тоттенхэм» смотрел с расстояния. Всё, что тут сделали — это согласились на сумму, предложенную «Динамо», и оформили один из лучших трансферов последних 20 лет. Но как?

***

Первым заметил Модрича Рикардо Печини — скаут «шпор», ответственный за чемпионаты Италии и Балкан. Он настоял на том, чтобы за игроком неустанно следили, и в «Тоттенхэме» так и поступили. И правда, в дуэте с Эдуардо полузащитник был невероятно хорош.

Махинаторы, манипуляторы и Модрич. История главного трансфера в истории «Тоттенхэма»

Модрича сначала отправили в аренду в боснийский «Зриньски», а затем — в «Интер» из Запрешича. Там он окреп, и в 20 лет он уже спокойно тянул основу «Динамо». Став капитаном, он пробился и в сборную Хорватии. В 2007 году донецкий «Шахтёр» предложил за него 20 млн евро — более чем достойная сделка по мнению Мамича. Но Модрич не горел желанием переезжать на Украину.

Не помогали и настойчивые слухи о том, что его купит клуб из Лондона. Поначалу говорили о «Челси» — их директор футбола Франк Арнесен присутствовал на групповом матче Кубка УЕФА против «Базеля». Несмотря на нулевой счёт, датчанин был впечатлён, однако через пару недель матч на «Уэмбли» обратит внимание всего мира на полузащитника.

Модрич был великолепен — как и вся сборная Хорватии, с которой англичане ничего не могли поделать. За унижением «трёх львов» наблюдал несчастный Стив Макларен, не знавший, что предпринять, и боссы «Тоттенхэма», окончательно убедившиеся в том, что этот футболист более чем потянет игру под ледяным английском дождём.

«Именно после поражения Англии от Хорватии со счётом 3:2 мы решили начать процесс, — вспоминает Комолли. — Он был невероятно хорош и заправлял всей игрой. Теперь о нём знали все».

По утверждениям Модрича, ещё до наступления нового года Мамич слетал в Лондон для того, чтобы договориться с местным клубом. «Манчестер Сити» Свена-Ёрана Эрикссона с деньгами Таксина Чинавата только что подписал его одноклубника Ведрана Чорлуку, и интерес проявляли «Ливерпуль» и «Арсенал». Впрочем, сам игрок мечтал о «Челси».

«Я уже вовсю представлял, как буду играть с Дидье Дрогба, Джоном Терри, Фрэнком Лэмпардом, Андреем Шевченко и другими звёздами «Челси» — писал он в своей книге. Но исполнительный директор с братом Зораном, директором футбола, вернулись в Задар с плохими новостями — сделка сорвалась. Клуб не решился продавать свою звезду посреди сезона.

«Модрич остаётся ещё на год. Мы ответили отказом на предложения из Англии и Испании, где предлагали вплоть до 50 млн евро. Мы хотим, чтобы он остался и помог нам в Европе» — сказал тогда Мамич. Названная им сумма кажется преувеличением, конечно, да и интерес испанцев выглядит скорее выдумкой, чем реальностью. Заявления директора порадовали болельщиков «Динамо», однако сам Модрич мог только в слезах объяснять родственникам, почему сделка сорвалась. После этого его отношения с Мамичем подпортились на какое-то время.

Но игрок и знать не знал о том, что происходило на самом деле. Мамич может и побеседовал с представителями «Челси» в Лондоне, но те не были особо заинтересованы — тут всё ещё считали, что хрупкий на вид игрок не потянет АПЛ. А вот «Тоттенхэм» говорил совсем другое. В конце переговоров «шпоры» сделали предложение, но Мамич не был впечатлён. «Всё закончилось словами «спасибо, но мы рассчитывали на большее, — вспоминает Комолли. — Но, во всяком случае, между нами завязались отношения. Нам повезло, что клубы побольше всё ещё не были уверены в Модриче».

«Все говорили, что он был хрупкий, забивал редко и не будет полезным в АПЛ. Говорили, что он не потянет Англию. Мы игнорировали всё это — я был уверен, что Лука поможет нам с владением и поднимет статистику пасов в атакующей трети. Он был очень техничным и креативным игроком. Он бы мог помочь нам догнать лидеров».

В 2006 году «Тоттенхэм» уже начал шуметь на трансферном рынке, купив Димитара Бербатова из «Байера», а затем и Гарета Бэйла из «Саутгемптона».

«Мы должны были рискнуть… Я, как и Дэниэл, был одержим идеей того, что мы должны пробиться в первую четвёрку. Но мы не могли позволить себе зарплаты их уровня, и мы не могли переманить кого-то из «Милана», «Ювентуса», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Ливерпуля», «Арсенала» или «Баварии», поэтому нам нужен был другой тип футболиста. И вот подворачивается Лука — человек, в которого не верили гранды. Так же было и с Гаретом — Ферги (сэр Алекс Фергюсон) никогда в него не верил. Иначе бы тот оказался в «Манчестер Юнайтед».

Но в январе 2008 года сделка сорвалась, и через несколько месяцев и другие стали проявлять интерес. «Сити» всё ещё был заинтересован, и внезапно проснулся «Ньюкасл», недавно вернувший к должности тренера Кигана. На бумаге казалось, что 22-летний Модрич очень походил на типичное подписание Майка Эшли — он был молодым, талантливым, и обещал вырасти в цене.

Агент хорвата навещал и север Англии, где возбуждённый Киган толкал ему целую речь о том, почему «сороки» были идеальным местом для его клиента. Но весь оптимизм испарился после встречи с вице-президентом Тони Хименесом, чьё мнение о полузащитнике явно разнилось. Если верить автобиографии Кигана, вице-президент (отвечавший в том числе и за трансферы) думал, что Модрич был «легковат» для Англии и «слишком мал». Другими словами, «неплох, но и недостаточно хорош».

Когда обо всём прослышал Киган, он был вне себя. Тренер чуть ли ни волосы на себе рвал, пытаясь понять, что за чушь несёт его начальник. Ну а агент сделал свой вывод.
Сейчас сложно сказать, как всё было на самом деле. Киган говорил одно, Хименес — другое (по его словам, тренер вообще в переговорах не участвовал), а сам Модрич — третье. По словам последнего, об интересе «Ньюкасла» он вообще не знал.

Вполне вероятно, что агент заехал в Ньюкасл в качестве тактики — и она сработала. Внезапно «шпоры» поняли, что за игрока ведётся борьба. Ещё не так давно «Ньюкасл» сам был в первой пятёрке и вполне мог позволить себе громкое подписание. Эшли, которого сейчас принято ненавидеть, тогда никакой репутацией не обладал, и его планы оставались загадкой для большинства.

***

25 апреля 2008 года Леви сел на самолёт в Хорватию. В Загребе он встретился со Здравко Мамичем в офисе «Максимира», и разговор затянулся до поздней ночи. И тот, и другой считали себя умелыми переговорщиками, и каждый был уверен в том, что добьётся максимально выгодной сделки для себя.

Махинаторы, манипуляторы и Модрич. История главного трансфера в истории «Тоттенхэма»

Мамич, которого в 2019 году нашли скрывающимся в Меджугорье, утверждает, что финальная сумма сделки — 21 млн евро, что уже больше, чем «Динамо» заработало на Чорлуке, Эдуардо и Игоре Бишчане. «Но после завершения переговоров я вежливо попросил предоставить мне пять футболок с именем Луки. Леви-то мне их подарил, только вот в счёте на оплату за трансфер сумма была указана с вычетом стоимости футболок. Я был поражён. Этот случай научил меня учитывать каждую копейку, которую тратит клуб». Представители «Тоттенхэме» эту историю не припоминают.

Модричу рассказали о случившемся только вечером, после того, как всё было оформлено официально. Он был рад поработать с Хуанде Рамосом, и сразу же исчез из состава «Динамо» на матч со «Славен Белупо». Вместо этого он направился в Загреб с девушкой Ваней и сотрудником спортивного агентства Мамича — нужно было успеть купить костюм, в котором его представят в Лондоне. «Было бы некрасиво пройти медосмотр и подписать контракт в джинсах» — писал он в автобиографии. С шоппингом ему помог сам Леви, который сопровождал его по пути в аэропорт Плесо, откуда Модрич вылетел в Лондон с Зораном Мамичем.

Первым матчем «шпор» для полузащитника стала ничья с «Болтоном», за которой он наблюдал с трибун. Когда его показали на экране, весь стадион одобрительно закричал. Но примерять футболку «Тоттенхэма» было рано — оставалось ещё четыре игры за «Динамо».

Его прощальный матч был памятным: «Динамо» только что выиграло чемпионство, а на трибунах развернули баннер со словами «Luka Fala Ti» (Спасибо, Лука). Провожали капитана стоячей овацией. Тренером соперника в том день был Златко Далич, который приведёт Модрича к финалу ЧМ через десять лет.

***

Всё это красиво и здорово — пока мы не начнём копаться глубже. Только в 2015 году стало известно о том, что сделка была не очень-то легальной. Именно тогда были арестованы Здравко и Зоран Мамичи, а также Дамир Врбанович — экс-представитель «Динамо», работавший в Федерации футбола Хорватии.

Махинаторы, манипуляторы и Модрич. История главного трансфера в истории «Тоттенхэма»

Модрич, переехавший из Задара в Загреб в 15-летнем возрасте, подписал с компанией Мамича 10-летнее соглашение. Это было нормально для компании, часто заключавшей персональные соглашения с молодыми футболистами, которые затем были вынуждены отчислять часть заработанной суммы Мамичу. Чаще всего их интересы защищал Марио — сын.

Когда игрок уходил в новый клуб, специальный пункт в контракте гарантировал, что сумма от трансфера переходила Мамичу. «Динамо», как и все небогатые клубы, использует модель, когда контракты позволяют игрокам оставить себе процент от трансферной суммы. «Это нужно потому, что большинство команд неспособны выплачивать достойные зарплаты» — пояснил Мамич изданию FourFourTwo.

«В случае с Модричем я выполнил две роли. До «Динамо» я представлял агентство, которое закрылось после моего перехода. Мой сын же стал агентом. Когда у меня было агентство, я вкладывался в молодых футболистов».

В частности, Мамич оформлял на них квартиры, покупал им машины, контракты и так далее. По словам Мамича, он тратил на каждого футболиста около 100 тыс. евро, а в ответ тот и его родители соглашались поделиться процентом от суммы за трансфер. «В случае с Модричем действовал гражданский контракт, который был подписан ещё до моего появления в «Динамо».

10-летний контракт Модрича подразумевал, что игроку отходит 50% суммы трансфера, поэтому после перехода в «Тоттенхэм» он получил 10,5 млн евро, однако после того, как Мамич получил причитающееся ему, у игрока осталось всего 2 млн.

Тем не менее, суд Осиека постановил, что в случае с Модричем и Ловреном пункты контракта были подписаны уже после состоявшейся сделки задним числом. Мамич это отрицает.

Когда Модрич находился под расследованием, он признался, что подписал соответствующее дополнение к документу в 2008 году. В суде же он говорил слегка другое, ссылаясь на то, что его якобы изначально неправильно поняли, и что он якобы не помнит теперь, когда подписывался под соответствующим пунктом. По идее, намного раньше, сказал он. Если вам кажется, что он выглядит как-то подозрительно, то вы не одни — всё это время Модрич вёл себя неуверенно, с трудом отвечая на поток вопросов. Он даже не отметил, кто именно занимался выплатой суммы — он или его бухгалтер (тёща).

Братья Мамич, Врбанович и налоговый работник клуба были приговорены в преддверии ЧМ-2018, в Здравко успел сбежать в Боснию за день до объявления вердикта.

Остальные же всё ещё готовят апелляцию. Модрича и Ловрена обвиняют в лжесвидетельствовании, хотя едва ли им что-то грозит, да и сам процесс может затянуться на года. Кто знает, может, мы ещё не раз увидим последствия того судьбоносного трансфера.

Текст: The Athletic

Перевод и адаптация Денис Кошелев

Автор: Sharadkin
0
Загрузка...