АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат Франции 19.08.2020, 17:240

И без шейхов хорошо. Какие надежды у «Лиона» преуспеть в эпоху суперклубов?

Некогда грозный французский клуб выживает в новую эру.

И без шейхов хорошо. Какие надежды у «Лиона» преуспеть в эпоху суперклубов?В мае консалтинговая фирма KPMG опубликовала доклад «Европейская элита 2020», который наверняка пришелся по душе директорам «Лиона».

Доклад был посвящен 32 видным футбольным клубам. Его авторы пришли к выводу, что за последние пять лет стоимость «Лиона» выросла – причем сильнее, чем у конкурентов. С 2016 года прирост составил 193 процента. Сейчас позади французов плетется «Тоттенхэм», растолстевший на 158 процентов, и миланский «Интер» (146 процентов).

Это, безусловно, очень хорошие показатели – особенно для клуба, который не выигрывал чемпионство уже более десяти лет. Что уж там, в последние четыре года «олимпийцы» даже до второй строчки в турнирной таблице не могли добраться. Это, конечно, несравнимо с их успехами между 2002 и 2008 годами, когда они выполняли роль нынешнего «ПСЖ», играючи собирая трофеи во Франции.

Сейчас у «Лиона» много конкурентов. «Монако» стал сильнее и опытнее, «Лилль» оказался ловким игроком на трансферном рынке, а «Марсель» внезапно начал стал метить в еврокубки. Для того, чтобы сохранить актуальность, «детям» приходится искать другие способы оставаться на плаву. Когда пандемия остановила весь мир, он прозябал на седьмой строке. По очкам за игры это был худший результат за двадцать лет. «Наш сезон разочаровывал», – признается руководитель отдела анализа данных Гарри Мойаль. После ухода тренера Бруно Женезио работать с командой стал бразилец Силвиньо, но и он продержался на своем посту всего 141 день. Впервые с 1988 года коуч «Лиона» не продержался хотя бы год.

К счастью, новичок Руди Гарсия умудрился вернуть команде стабильность, и сейчас, в 2020 году, в городе есть причины для оптимизма.

«Лион», не игравший почти пять месяцев, демонстрируют выдающуюся игру: в финале Кубки Лиги почти удалось переиграть «ПСЖ», а в Лиге чемпионов уже удалось пройти «Ювентус» и «Манчестер Сити». Как ему это удалось?

Когда французское правительство решило остановить Лигу 1, президент «Лиона» Жан-Мишель Ола возмущался громче всех. Как это – отменить? «Ницца», которая опережала на очко его клуб, играла с «ПСЖ» всего один раз. Лионцы всегда прибавляли к концу сезона, и их лишили шанса подняться выше седьмого места.

Мойаль пока не спешит делать выводы. Что касается выносливости, то команда в порядке – «Лион» перебежал «Ювентус» на шесть километров. Он признается, что сам редко смотрит игры в прямом эфире – в этом смысле он не отличается от руководителя отдела анализа данных «Ливерпуля» доктора Иэна Грэма. Для его работы эмоции от просмотра матчей могут только мешать анализу. «Как и любой другой болельщик, у меня есть кумиры и игроки, которые мне не по душе. Чем больше таких вот эмоциональных моментов, тем менее точным будет результат моих наблюдений. После я смотрю игру, но сначала – анализ».

И без шейхов хорошо. Какие надежды у «Лиона» преуспеть в эпоху суперклубов?


В одном нет сомнений: «Лион» гораздо счастливее под руководством Гарсии – да и спортивный директор Жуниньо Пернамбукано пользуется популярностью среди игроков. Бразильский мастер штрафных много выигрывал с клубом в середине нулевых, и сейчас именно он позволяет команде приглашать таких талантов, как Бруно Гимарайнс.

«Когда молодой игрок (Гимарайнс) отвечает на телефон, а там Жуниньо, обещающий сделать тебя одним из полузащитников планеты, прямо как он, то, ответить отказом очень сложно. Это естественно», – подтверждает защитник Марсело.

Бразилец очень важен для нынешнего «Лиона». Он появился здесь в мае 2019 года, и с тех пор он быстро набирается опыта на новом месте работы. Его имя вызывает уважение у футбольной общественности по всему миру, и, если верить словам работников клуба, он делится этим менталитетом со всеми остальными. «Он открыт. Игроки знают, что могут обсудить с ним все что угодно. Такая вот связь высшей иерархии и футболистов очень важна. Так мы знаем, что можем свободно высказываться».

К сожалению, первоначальный выбор Жуниньо, тренер Силвиньо, провалился. Зато после прихода Гарсии все показали команды поползли наверх – и это подтверждает и Мойаль. Уже сейчас показатели сопоставимы с тем, что «Лион» демонстрировал во времена Женезио. Марсело тоже уверен, что команда будто бы воскресла:

«Мы были вне себя от радости после финального свистка [после матча с «Ювентусом]. Весь адреналин и энергия, накопленные за матч, просились наружу. Пауза из-за пандемии была важна – она дала нам время подумать. Мы пересмотрели то, как функционировали тактически. Мы решили, что если будем работать сообща и играть друг для друга, то станем лучше. Это – наша мотивация и менталитет. Я не знаю тренеров, которые могли бы изменить команду за неделю иди даже месяц. Нужно время, понимание подопечных. Футболисты должны быть открыты и верить в босса. Сейчас мы больше привыкли к методам Руди. Мы понимаем его и его ожидания. Мы работали над тактиками, и теперь мы более гибкие, что позволяет нам преодолеть любые сложности. Мы больше доверяемся обороне».

Когда «Лион» переиграл «Ювентус», это был шок. Когда он повторил свой успех с «Сити», это был фурор. Даже для клуба, привыкшего побеждать в 21 веке, подобные результаты в Лиге чемпионов кажутся чем-то выдающимся.

В последнее время «Лион» сильно рос, но за пределами поля. KPMG подсчитала стоимость клуба, ориентируясь на его прибыльность, спортивный потенциал, телевещательные права, популярность и стадион. В процентном соотношение «Лион» превосходит своих соперников. Безусловно, такой рост связан с открытием нового 60-тысячного стадиона в 2016 году – только благодаря ему прибыль за матчи удалось поднять на 365 процентов. За последние пять лет совокупный результат продаж игроков составил 202 млн евро – это лучший показатель из всех 32 элитных клубов.

И без шейхов хорошо. Какие надежды у «Лиона» преуспеть в эпоху суперклубов?


Мойаль в прошлом работал в консалтинговой компании McKinsey, так что он понимает, как подсчитываются подобные рейтинги. «Просто потрясающе: с 2015 года наша прибыль утроилась. Стадион повлиял на продажи билетов, особенно на VIP-ложи, скайбоксы, бизнес-места, и так далее. Он также сказался на прибыли от спонсоров и продажи мерчендайза. Когда я присоединился к клубу пять лет назад, мы только начинали работать над цифровой стратегией, над аналитикой данных о наших фанатах. Как и многие на то время, мы начинали с чистого листа».

«Нам нужно было понять не только социо-экономико-демографические данные, но и то, как зрители взаимодействуют с нашим маркетингом. Мы хотели проанализировать поведение наших болельщиков. Что они делают после матча? Бегут ли перекусить? Используют WiFi? Сидят ли в социальных сетях? Мы все еще развиваемся в этом направлении. Мы стараемся собирать всю информацию о поведении наших зрителей и пытаемся рассчитать, что каждый из них приобретет на следующей игре».

Увы, предсказать финансовые успехи для клуба вроде «Лиона» очень сложно – очень многое зависит от успехов в еврокубках. Когда-то они были сильнейшим клубом Франции, но сейчас, в свете катарского вмешательства в жизнь «ПСЖ», надеяться на чемпионство стало невозможно. Женезио подтверждает, что изменилось все:

«Пришлось искать новые цели и модифицировать наши амбиции. Все изменилось после появления катарцев в Париже, и теперь за Лигу чемпионов сражаться стало сложно. Для нас главное – проходить в ЛЧ, хотя больше всего команда скучает по чемпионствам. Прошло восемь лет с нашего последнего трофея – Кубка Франции. Мне, как болельщику «Лиона», очень тяжело так долго оставаться без побед. Даже сейчас, когда я работаю в Китае (он тренирует «Бэйцзин Синобо Гоань»), утром первым делом я проверяю успехи своего бывшего клуба. Чемпионство маловероятно, но квалификация в ЛЧ и кубок – более чем».

Если «Лион» не совершит очередное чудо в Лиге Чемпионов, то в следующем сезоне команда останется без еврокубков. Для несменного президента Ола это - большой удар. С ним по главе «Лион» продолжает оставаться на плаву и вести жесткие переговоры по своим игрокам. Именно он позволил заработать более 40 млн фунтов на продаже Ндомбеле в «Тоттенхэм», продать Ферлана Менди в «Реал» или воспитанника Ляказетта в «Арсенал». Выпускники местной академии часто оказываются в грандах: Карим Бензема, Самюэль Умтити, Антони Марсьяль, Хатем Бен Арфа, Корантен Толиссо и Набиль Фекир успели нашуметь на всю Европу. Сейчас за 22-летним Уссемом Ауаром охотится «Манчестер Сити», «Ювентус» и «Арсенал», а 20-летний Максанс Какре уже блеснул на финальной стадии ЛЧ. Голкипер Антони Лопеш, творивший чудеса против «Сити» – еще один воспитанник. Не удивительно, что прозвище клуба во Франции – «дети».

В каждом сезоне Ола откладывает семь млн фунтов на академию. У клуба есть десятки скаутов в одной только Франции, а также множество контактов с юниорскими клубами. В интервью Bleacher Report представители клуба подтвердили, что молодежи доступны всевозможные оздоровительные программы – йога, психологическая помощь, дыхательная гимнастика, разговорная гипнотерапия, и т.д.

«Ола понимает и знает футбол. Он трудится так, как не трудится никто. Он любит «Лион» и гордится им. Благодаря своей харизме он вдохновляет всех, кто его окружает. Когда что-то идет не так, он остается позитивным, старается все поправить. Иметь такого человека – это ключ к успеху», – считает Женезио.

Благодаря Ола «Лион» остается ведущей командой и в мире женского футбола. За него выступают обладательница «Золотого мяча» Ада Хегерберг и английские звезды Люси Бронз и Никита Пэррис. В декабре контролирующая компания «Лиона» приобрела «Сиэттл Рейн» из национальной женской футбольной лиги США – по мнению Мойаля, «самой продвинутой женской лиги» в мире.

Что же дальше ждет «Лион»? Сказать сложно. Но одно точно: несмотря ни на что, этот клуб не сдается. У него есть видение будущего, и он знает, как выжить.

Текст: The Athletic
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ

Автор: Voichenko_25
+2
Загрузка...