АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат России 31.08.2016, 12:000

Зенитовское братство. Как Михаил и Александр исполнили мечту отца

Братья Кержаковы впервые сыграли вместе за «Зенит», но Олег Лыткин не видит в красивой истории продолжения.

Как это ни парадоксально, но в минувшую субботу братья Кержаковы впервые оказались на футбольном поле по одну сторону баррикад. И Александр, и Михаил далеко не мальчики, много поиграли на своём веку. Пересекались и на футбольных дорожках, причём старший брат не жалел младшего, не отказывался даже из-за семейных чувств от своего девиза «бил, бью и буду бить». Но чтобы вместе, с первых минут, да в составе родного «Зенита» – это было в первый раз.



Получилось неплохо, особенно у младшего. Михаил отыграл «на ноль». Может быть «Амкар» не слишком досаждал зенитовскому вратарю, но нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что с Кержаковым стало как-то спокойнее, чем с Юрием Лодыгиным. А вот с теми, кто говорит, что братья в основе всерьёз и надолго пока соглашаться не буду. В силу нескольких причин.

Повторение пройденного



Во-первых, нечто подобное, а именно замену Лодыгина на Кержакова мы могли видеть прошлой осенью. Андреа Виллаш-Боаш, работавший тогда с сине-бело-голубыми, устал от частых «привозов» Юрий и усадил одного из вратарей сборной России на лавочку. Вот тогда Михаил Кержаков на 29 году жизни впервые сыграл за «Зенит». Получилось неплохо. И пока старший из братьев томился без дела, младший отработал в семи матчах и больших ошибок не натворил. Лодыгинских ляпов за ним замечено не было. Однако довольно скоро в воротах «Зенита» снова обосновался молодой человек с бородкой-эспаньолкой. Виллаш-Боаш дал Лодыгину отдохнуть, привести себя в порядок. Что Юрий и сделал. После возвращения он уже не совершал столь грубых ошибок и не ставил под сомнение своё право быть первым номером. А что Кержаков? Да ничего. Досидел сезон в запасе.

Зенитовское братство. Как Михаил и Александр исполнили мечту отца


Мирча Луческу не Виллаш-Боаш, но есть ощущение, что снаряд снова упал в ту же воронку. При всём уважении к Михаилу, Юрий всё же вратарь более сильный. Ошибки Лодыгина лежат в психологической плоскости – расслабленность, потеря концентрации, усталость, чувство незаменимости. Ссылка в резерв должна помочь преодолеть некий творческий кризис, после чего получите Лодыгина – свежего и уверенного в себе. Не забывайте, что Юрий – моложе Михаила, что он – вратарь сборной, что получает он больше своего сменщика, и поэтому держать Лодыгина в запасе нерационально. Недаром же его натурализовали первым – раньше Нойштедтера и Гильерме. Или забыли, что до прихода в «Зенит» Юрий пару раз сыграл за сборную Греции?

Второе. Если Юрий присядет на лавочку всерьёз и, по мнению тренерского штаба, надолго, то его сидение продлится до следующего трансферного окна. Вряд ли он будет вести себя, как Вячеслав Малафеев в последние годы – и возраст не тот, и «Зенит» для Юрия всё же не родной клуб. А во время оного неплохого вратаря, имеющего и российский паспорт, и паспорт гражданина страны ЕС, оторвут с руками и ногами. Особенно наши клубы. «Зенит» похож на того, кто усиливает конкурентов? Конечно, неприкосновенности Лодыгину никто гарантировать не может. Но если им и пожертвуют, то точно не ради Кержакова-младшего, а для того чтоб подписать условного Беговича или условного Селихова.

В тени Александра



Третья причина – это сам Михаил Кержаков. Всё-таки родство с лучшим в истории клуба бомбардиром сработало скорее в ущерб карьере вратаря. Ибо Михаил всё оставался братом того Кержаков. Ладно бы в глазах обывателей. Тренеры тоже рассматривали его, как приложение к Александру. Да что тренеры. По признанию самого Михаила отец братьев Анатолий Рафаилович уделял больше времени Саше, готовил из него форварда с юных лет. Миша же не сразу пришёл в футбол. Например, занимался единоборствами и делал успехи, но затем всё же последовал примеру брата. И «Зенит» не рассматривал его всерьёз довольно долгое время, иначе, чем объяснить бесчисленные аренды Михаила – в его спортивной биографии имеется и «Волгарь», и сразу две «Волги» – тверская и нижегородская, и «Алания» с «Анжи». Самое интересное – во всех ссылках Михаил проявлял себя с наилучшей стороны, доказывал, что он вполне самодостаточный вратарь, а не просто младший брат того самого Кержакова. Михаил возвращался в «Зенит», может с надеждой, а может и нет, а на него по-прежнему не рассчитывали. Скорее всего, Михаилу не повезло быть современником Малафеева, позиции Вячеслава были железобетонны на протяжении долгих лет. Кержаков ждал. Но преемником объявили не его, а парня из Греции. Вряд ли в «Зените» будут пересматривать это решение. Даже подвергать его сомнению.

Зенитовское братство. Как Михаил и Александр исполнили мечту отца


Опять же. Присутствие Кержакова-младшего в воротах приветствовалось немалой частью зенитовского социума прошлой осенью, приветствуется оно и сейчас. Но всё это весьма зыбко и возможно, пока Михаил не наделал ошибок, от которых не застрахован никто. А если Кержаков вдруг даст слабинку, многие из тех, кто радуется наличию двух братьев на поле изменят свою точку зрения. Изменят, изменят, болельщики – они такие непостоянные. А журналисты – тем более. Будут вопросы «почему играет младший брат, а не вратарь сборной»? Поэтому, Михаил будет находиться под заметным прессингом, чего не наблюдалось в «Волге» или «Анжи».

Бороться и искать



В истории «Зенита» было немало замечательных и интересных вратарей. До войны в воротах тогда ещё «Сталинца» блистал Георгий Шорец, голкипер сборной СССР, а впоследствии сотрудник уголовного розыска. Семнадцать лет отдал «Зениту» Леонид Иванов, и все семнадцать лет он выходил в одном и том же свитере. Ленинградская публика обожала Владимира Востроилова, игравшего в не самые лучшие времена. Свои первые медали, пусть бронзовые, но от этого не менее дорогие, «Зенит» взял с чемпионом СССР в составе «Зари» Александром Ткаченко. Михаил Бирюков был одним из тех, кто помог команде с берегов Невы стать сильнейшей в ещё единой стране. Евгений Корнюхин помог уже санкт-петербургскому «Зениту» вернуться в элиту, а Роман Березовский – закрепиться в ней. Наконец с Вячеславом Малафеевым питерцы собрали целую коллекцию домашних призов и Кубок УЕФА с Суперкубком в придачу.

Были в истории «Зенита» ещё два вратаря, чьи имена стали нарицательными. От жителей северной столицы можно иногда услышать выражение «синдром Приходько». В восьмидесятые талантливый вратарь Сергей Приходько был многолетним дублёром Бирюкова и довольствовался редкими и кратковременными появлениями в основе. У Сергея было немало предложений, но он предпочитал добровольное затворничество в «Зените» игровой практике в другой команде. Лишь через несколько лет Сергей решился на переход в «Ротор». Потом он играл в ЦСКА, но лучшие годы пришлись на зенитовскую лавку. Куда Приходько и вернулся много лет спустя. Теперь выражение «синдром Приходько» применяют в отношении вратарей, довольных ролью второго и не стремящихся в первые. А есть ещё и «казус Окрошидзе». Был в нашем футболе необычайно талантливый вратарь, чемпион мира среди юношей. Сам Пеле называл Юрия вторым Яшиным и, как говорится, сглазил. Тренеры «Зенита», а во второй половине восьмидесятых их было немало, не спешили вводить Окрошидзе в основу, ждали, пока Юрий созреет в дубле, на лавке за широкой спиной Бирюкова, не отпускали его в другие команды. А вратарь не созрел, а перезрел. В итоге огромный потенциал ленинградца остался практически нереализованным. И таких «пересидевших», как Окрошидзе, было в нашем футболе немало.

Зенитовское братство. Как Михаил и Александр исполнили мечту отца


Михаил Кержаков пошёл третьим путём – он не сел спокойно на лавочку и не стал дожидаться, когда на него наконец-то обратят внимание. Он уходил, искал, бился, пробивался. В уже зрелом возрасте получил свой даже не шанс, а шансик, использовать который будет чрезвычайно трудно. Но само стремление Михаила, скромного, пусть не звёздного, но вполне добротного вратаря, может вызвать только уважение.

Автор: Олег ЛыткинОфициальный сайт «Зенита», zenitbol.ru
+7
Загрузка...