АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат Украины 18.02.2017, 12:001

Футбольный эстет. Памяти Виктора Чанова

Олег Лыткин – о легендарном голкипере «Динамо», трёхкратном чемпионе СССР, пятикратном обладателе Кубка СССР и обладателе Кубка кубков, который скончался в возрасте 57 лет.

Девять дней назад я включил утром компьютер и узнал о гибели Виктора Чанова. Все остальные события, случившиеся в ночь с 8 на 9 февраля, отошли на второй план. Чанова больше нет. А ведь Виктору Викторовичу не было и шестидесяти.

Футбольный эстет. Памяти Виктора Чанова


Сразу признаюсь, я не был поклонником его таланта. Возможно, я не объективен. Но Виктор Чанов большую часть своей футбольной карьеры защищал ворота моей нелюбимой команды, и в большинстве случаев я болел против киевского «Динамо», а значит и против него. И радовался, когда в его ворота влетали мячи. После гола Виктор обычно садился на газон и на какое-то время оставался неподвижным, словно прокручивал эпизод в памяти, пытался проанализировать, как такое могло произойти. Я был доволен, когда Чанов пропускал, когда он ошибался, а делал это Виктор Викторович редко, но метко. Когда его команда проигрывала. Но когда Чанов ушёл из «Динамо», я вдруг ощутил, что мне не хватает столь сильного и интересного соперника. Ведь забить Виктору, заставить его ошибиться было высшим проявлением мастерства. Пропускал Чанов немного.

А ещё я в глубине душе любовался его мастерством, а его уровень не подлежит сомнению, его бесстрашию, его артистизму и особенно его прыжкам. Чановские броски в углы ворот – это нечто. Какая-то неведомая сила преодолевала все законы физики и несла его туда, куда обычный человек не мог, не должен был добраться. Но Виктор добирался. Порою падал плашмя. Было видно, что ему больно, очень больно. Но ворота были спасены. А Виктор всегда помнил, что часовым он поставлен у ворот. И свой пост он должен был защитить в первую очередь. Остальное – даже не на втором месте.

Виктор Викторович отличался от сильнейших вратарей того славного времени. Он не был столь элегантен, как Ринат Дасаев, и не был предельно педантичен в воротах, как его старший брат Вячеслав. Не полагался на свою мощь и интуицию, как Валерий Новиков. Не буду всех перечислять, в ту пору едва ли не каждый коллектив располагал вратарём высокого уровня, а то и не одним. Виктор Чанов был Виктором Чановым. Умелым, атлетичным, в меру артистичным, немножко авантюрным. Например, его многолетний напарник по «Динамо» Михаил Михайлов любил всё делать правильно, доводил защиту последнего рубежа до автоматизма, порою зрелищности. Чанов же был эстетом. Ему было мало, возможно скучно, просто спасти команду. Он хотел сделать свою работу яркой и незабываемой. И ему это удалось.

А ещё Чанов-младший нравился тем, что никогда не останавливался на достигнутом. Он всегда учился, всегда старался играть лучше, избавляться от недостатков в работе. Например, Виктору долго не удавалось отбивать пенальти. Он старался отразить удар с точки, что от нетерпения дёргался с места, чем и пользовались пенальтисты. Но осенью восемьдесят четвёртого он отразил удар Валерия Газзаева в послематчевой серии, чем открыл киевлянам дорогу к Кубку СССР, а потом и ко второму Кубку Кубков. Долгое время у Чанова был комплекс «Спартака» – не любил он играть с красно-белыми. Из двенадцати матчей против своего главного соперника в чемпионате СССР, в которых ворота защищал Виктор, киевляне уступили в восьми. Неслучайно, Валерий Лобановский порою ставил против «Спартака» Михайлова, крайне неудобного для москвичей. Но запоминаются последние фразы. А в 1990 году «Динамо» выиграло у «Спартака» обе встречи, и присутствие Чанова в воротах не помешало. Долго бился Виктор Викторович на своей ахиллесовой пятой – штрафными. Не секрет, что он терпеть не мог устанавливать стенки. И получал – от Хидиятуллина и Шмарова, от Хаджи в Суперкубке, от Селсу в полуфинале Кубка чемпионов. Но в Израиле, где Виктор Викторвич играл после ухода из «Динамо», он не пропустил ни одного удара со штрафных. Более того, вытаскивал мячи, летевшие в девятки.

Футбольный эстет. Памяти Виктора Чанова

2001 год. Виктор (слева), Виктор Гаврилович (в центре) и Вячеслав Чановы

О том, что братьев Чановых двое я узнал в семьдесят девятом году. Когда старший Вячеслав покинул родной донецкий «Шахтёр» и отправился в Москву, где провёл свои лучшие годы отец братьев Виктор Гаврилович, вратарь послевоенного ЦДКА. Вячеславу хотелось и играть самому, а заодно и освободить дорогу младшему очень талантливому. И вот появился молодой Чанов, который как-то легко и непринуждённо выиграл конкуренцию у Юрия Дегтерёва, который до появления Рината Дасаева в воротах сборной СССР, был первым номером главной команды страны. И вот наше телевидение показало матч с участием донецкой команды. Плечистый, круглолицый, выглядевший старше своих двадцати лет из-за усов (тогда мало кто знал, что за усами скрываются шрамы от многочисленных операций, перенесённых Виктором в детстве). И невероятно подвижный, яркий, запоминающийся. «Далеко пойдёт этот парень», – подумал я. Действительно, сыграв в серебряном сезоне-79 примерно равное число матчей с Дуганом (прозвище Дегтерёва), через год Виктор потеснил ветерана. В том же восьмидесятом он (вместе с армейцем Валерием Новиковым и спартаковцем Алексеем Прудниковым) стал чемпионом Европы среди молодёжи. Виктор привлёк внимание Константина Бескова, стал (и остался) кандидатом в олимпийскую сборную страны. Но после Олимпиады именно Чанов стал дублёром Рината Дасаева в сборной СССР и оставался им на протяжении десяти лет.

О сборной чуточку позже. А пока о во многом судьбоносном для Виктора переходе из «Шахтёра» в киевское «Динамо». Признаться, в январе восемьдесят второго я был изрядно удивлён, узнав, что Чанов теперь динамовец. Ведь у Валерия Лобановского был Михаил Михайлов, блестяще отработавший золотой сезон-81, ещё не старый Юрий Роменский, вратарь молодёжной сборной СССР Виктор Гришко. Но Валерий Васильевич рассудил иначе. Чанов приехал в Киев, а Роменский вернулся в Одессу.

Нельзя сказать, что Чанов сразу заиграл в составе чемпиона СССР, даром что Михайлов без боя уступил место в основе. Дебют Виктора пришёлся на четвертьфиналы Кубка Чемпионов против английской «Астон Вилле». В Бирмингеме новый страж ворот отыграл не самым лучшим образом. Не то, чтоб ошибался. Много нервничал, не всегда понимал товарищей, привыкших к иному сотрудничеству с Михайловым. И киевская публика не то чтоб приняла Виктора в штыки. Просто слегка невзлюбила. Он казался им каким-то инородным телом. Тем более, что после прихода Чанова «Динамо» долго не могло ничего выиграть. В противостояниях со «Спартаком» тоже лучше смотрелся Михайлов. Осенью восемьдесят второго чрезмерная активность Виктора в игре с красно-белыми обернулась голом. «Динамо» проиграло «Спартаку» на «Республиканском», и это поражение во многом помешало команде Лобановского выиграть третий чемпионский титул.

Стотысячная, частенько заполненная до отказа «Республика» не то, чтобы не принимала Чанова. Просто Михайлова она встречала теплее, и Виктор долго оставался не совсем своим в Киеве. Когда же осенью восемьдесят четвёртого он получил тяжёлый перелом руки, то, казалось, Михайлов вернулся в ворота «Динамо» надолго. Тем более, что в восемьдесят пятом «Динамо» сделало золотой дубль – и чемпионский титул и Кубок, выиграло обе встречи первенства у «Спартака» и шагнуло в европейскую весну. Чанов пропустил целый год и оказался не причастен к этому успеху.

Но наступил восемьдесят шестой год, и Лобановский вернул Виктора в ворота. Михайлов снова безропотно подвинулся, и ту весну, наверное, самую яркую в истории «Динамо», киевляне провели с Чановым. С ним выиграли Кубок Кубков, с ним очаровали всю Европу. Чанов был под стать той блестящей команде, и наконец-то стал своим для Киева. Через четыре года. Помню, как после первой чановской победы над «Спартаком» в чернобыльском матче 1986 года, стотысячная «Республика» громко скандировала имя вратаря. С той поры Виктор стал безоговорочным первым номером Киева. И в выдающемся сезоне-86, и в не самом удачном восемьдесят седьмом.

Футбольный эстет. Памяти Виктора Чанова


Сезон-87 оказался полон парадоксов для Виктора Викторовича. На мой взгляд, именно тогда Чанов показывал свою самую зрелую и совершенную игру. Но были три ложки дёгтя. Гол Георге Хаджи в Сурекубке Европы – Виктор не самым лучшим образом установил стенку, и «Стяуа» увёз трофей в Бухарест. Полуфинал Кубка чемпионов, киевский матч против «Порту». Виктор не лучшим образом поставил стенку около бессарабских ворот, чем и воспользовался Селсу. «Порту» выиграл и стал клубным чемпионом Европы. И осень, матч Кубка чемпионов с «Глазго Рейнджерс» на «Айброксе». Вратарь «Динамо» ввёл мяч рукой, попал пониже спины Олегу Кузнецову. Рикошет и гол, завершивший едва начавшуюся европейскую кампанию «Динамо». И эти три ложки, видимо, заставили Лобановского задуматься о новом страже ворот.

Весной восемьдесят восьмого в Киев приехал огромный Александр Жидков. В «Нефтчи» молодой вратарь стремительно прогрессировал, вырос до уровня кандидата в первую сборную страны, которой предстояло отправиться на чемпионат Европы. В Баку Александр сумел вытеснить с основы Вячеслава Чанова и, наверняка, приехал в столицу советской Украины не ради сидения на лавочке. В ответном направлении проследовал скромный и надёжный Михайлов. Но в условиях жёсткой конкуренции Чанов доказал, что именно он должен быть первым номером. И таковым Виктор оставался вплоть до своего ухода из «Динамо» осенью девяностого. За это время он успел выиграть с «Динамо» золото и Кубок страны.

В сборную СССР Виктор Викторович входил на протяжении десяти лет – с перерывом в 85. Сыграл, правда, немного – 26 матчей, по большей части товарищеских. Защищал ворота в игре с канадцами на чемпионате мира 86-го в Мексике, удачно подменил травмированного Дасаева в матче с ирландцами на Евро-88. В пассив можно занести разве что отборочную игру с командой ГДР осенью 89-го. В остальных играх Чанов смотрелся более чем достойно. Но играл не он, а Ринат Дасаев. При всех тренерах – Константине Бескова, Валерии Лобановском, Эдуарде Малофееве, снова при Лобановском. Им виднее. Но на чемпионате мира девяностого Лобановский заменил Дасаева не Чановым, а Александром Уваровым, номинально третьим вратарём. После этого, Виктор уже не вызывался в главную команду страны.

Футбольный эстет. Памяти Виктора Чанова


Он ушёл из киевского «Динамо» как-то тихо, буднично. Помог динамовцам стать чемпионами и уехал в Израиль, где провёл четыре года. А киевляне не сразу наши преемника – даром что и Александр Жидков, и Игорь Кутепов, и Вальдемарас Мартинкенас были сильными мастерами. Сначала болельщики тосковали о Чанове, а потом появился Александр Шовковский.

Виктор наигрался на земле обетованной и вернулся. Но не в «Динамо», а в новый проект – «Борисфен». И на что уж я не жаловал чемпионат Украины той поры, для второй киевской команды делал исключение. Было интересно посмотреть на Чанова, на Олега Кузнецова, как на реликтов ещё того, советского футбола. И не старые ещё ветераны были в полном порядке.

Но «Борисфен» обмелел. Чанов завершил выступления. Поработал тренером вратарей, потом главным тренером. Недолго, всего год. А потом ушёл из футбола и занялся бизнесом. Но о любимой игре не забывал. Порою выступал за ветеранов. Видел его несколько раз. Ощущение – словно никуда не уходил. Всё такой же молодой, задорный, прыгучий. Всё такой же футбольный эстет.



Автор: Олег ЛыткинСЭ, football24.ua
+12
Загрузка...