АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
СтатьиЧемпионат мира 2.04.2018, 11:555

Фашизм и футбол. Муссолини и Чемпионат мира-1934

Футбол в тёмные времена.

Фашизм и футбол. Муссолини и Чемпионат мира-1934


Это было время, когда мир находился в жёсткой хватке страшной экономической депрессии, а фашистская Италия готовилась провести второй в истории Чемпионат мира. Многое выделяло тот мундиаль на фоне всех остальных: мало того, что политические взгляды нации вынудили многие страны отказаться от участия, это ещё и был единственный ЧМ, который вынуждал хозяйку тоже сражаться за право участия.

Уругвай, проведший и выигравший первый ЧМ, отказался защищать титул, оскорбившись нежеланием европейских стран посетить Монтевидео. Остатки той обиды чувствуются и по сей день: Уругвай продолжает утверждать, что выиграл больше ЧМ, чем принято думать – по их мнению, Олимпийские игры в 1924 и 1928 тоже считаются, поскольку проходили под эгидой ФИФА.

Тридцатые годы были десятилетием фашизма в Европе, и Италия была впереди планеты всей. Бенито Муссолини держал страну в железном кулаке, наращивая пропаганду с каждым годом. Для него футбол был патриотическим символом превосходства нации. Сложно сказать, насколько сильно фашизм повлиял на развитие футболистов, но он явно помог построить новые стадионы и инфраструктуру для тифози.

Сам Муссолини любил футбол и понимал, что из него можно сделать отличный инструмент для коммуникации с простым народом. Он верил, что жёсткая итальянская игра «Кальчо Фиорентино», по традиции проходящая в «Пьяцца Санта Кроче» во Флоренции, была прародителем современного футбола. В этом виде «спорта» нужно тоже забить гол, но для этого используется рукопашный бой и жёсткие приёмы. Настолько сильна была его вера, что он даже создал документальный выпуск на радио, рассказывающий о «настоящих» корнях футбола, который образовался в Италии в 16-м веке.

Выбор Италии в качестве места проведения ЧМ был связано со множеством скандалов. Говорилось о запугивании и взятках, да и сама ФИФА уже тогда не была известна прозрачностью и незапятнанной репутацией. Ещё в 1930 началось лоббирование за проведение ЧМ секретарём Итальянской футбольной федерации Джованни Мауро. Он объявил, что фашистское правительство компенсирует все финансовые потери турнира, и именно это окончательно убедило ФИФА отдать предпочтение Италии, а не Швеции.

Акилле Стараче – главный оратор за культ Эль Дуче – должен был стать лицом турнира. Как доверенное лицо Муссолини, он был творцом большей части пропаганды режима, в том числе фашистского приветствия. Он не мелочился: итальянцы были просто заброшены пропагандой ЧМ, которая чувствовалась везде. Более 300 тысяч постеров, марки и даже бренд сигарет «Кампьонато дель Мондо» – никто не мог ни на секунду забыть, кто будет приветствовать гостей со всего света.

Италии было глубоко всё равно, кто приедет, а кто останется дома. Для неё турнир был просто ещё одним инструментом пропаганды – способом показать всем, что итальянцы превосходят весь мир. Что уж там, фашисты были только рады, что англичане – сильная сборная на то время – откажутся приехать и повысят её шансы на успех. В Уругвае мало заботились политическими особенностями страны, но он не мог простить обиду ФИФА и всем европейцам, которые бойкотировали страну на ЧМ-1930 и тем самым «унизили» её. Только лучше: уже два гиганта мирового футбола не будут угрожать шансам Италии.

Несмотря на то, что даже страна-хозяйка должна была сражаться за попадание, в её шансах никто не сомневался: Италия попала в группу, где выступали Турция и Палестина, сборная которой считается предшественницей израильской команды. Египет провёл два матча против Палестины с общим счётом в 11:2. Турция отказалась квалифицироваться, не проведя ни матча.

Некоторые федерации не определились за недели до начала турнира. Всего за три дня до начала прошёл последний квалификационный матч между Мексикой и США. Последняя выиграла со счётом 4:2.

Многие южноамериканские страны последовали примеру Уругвая из солидарности. Среди них были Перу и Чили. Это позволило менее принципиальным Бразилии и Аргентине автоматически пройти на финальную стадию. Италия же пробилась, переиграв Грецию 4:0. Что любопытно, в той игре сыграл великий тренер «Милана» Нерео Рокко, которому требовалось хоть раз сыграть за сборную – правила того времени запрещали тренировать клуб Серии А, не будучи игроком национальной команды. Опозорившись в первой встрече, Греция передумала участвовать в квалификации.

Тот ЧМ был уникален по многим причинам. Мало того, что принимающая страна участвовала в отборе, так ещё и не приехали действующие чемпионы. Американские континенты были представлены США, Аргентиной и Бразилией.

Великий день 27 мая приближался, и фашистская пропагандистская машина работала на полную катушку. Все 16 команд должны были сыграть одновременно в восьми городах. Все города были тщательно отобраны, чтобы лучше всего демонстрировать «итальянские идеалы». Помогало наличие фашистской архитектуры и новые стадионы. Если таковых не имелось, проводилась реновация.

Среди обновленных был «Стадио Джордже Аскарелли» в Неаполе. Изначально названный «Стадио Везувио», он был переименован в честь промышленника Джордже Аскарелли. К ЧМ у арены появилось ещё одно имя – «Стадио Партенопей». Спустя несколько лет после проведения чемпионата стадион был полностью уничтожен после бомбардировки. Теперь на его месте находятся жилые дома.

В Турине, который казался Муссолини главным футбольным городом, был построен «Стадио Олимпико Гранде Торино», на котором пришли игры Юношеского чемпионата мира. Впоследствии он тоже был переименован – в «Стадио Бенито Муссолини».

В финальную стадию прошли восемь команд: Аргентина, Германия, Бразилия, Италия, Голландия, Австрия, Чехословакия и Венгрия. Эти сборные были разделены в соответствии с рейтингом ФИФА.

Фашизм и футбол. Муссолини и Чемпионат мира-1934


Впервые в истории ЧМ болельщики из других стран могли поддержать своих игроков в стране проведения. Это позволило Муссолини максимально «обелить» фашистский режим и доказать, что все в Италии счастливы и что его путь был единственно верным для будущего. Именно в попытке покрасоваться перед европейцами было решено начать все матчи одновременно – мол, сморите, как мы можем.

Система, очевидно, идеальной не была. Уже после одного дня с ЧМ вылетела половина всех участников. Впоследствии такую систему никто не использовал.

США выпала честь первыми сыграть с хозяевами, и они были уничтожены со счётом 7:1. Американцы вернулись домой в скверном расположении духа, а все остальные команды увидели, чего стоит ожидать от итальянцев.

Генерал Ваккао – президент Итальянской футбольной федерации – утверждал, что Италия продемонстрировала сердечное гостеприимство, дисциплину и организованность.

Так или не так, но серьёзной проблемой турнира была низкая посещаемость всех игр за исключением финала. Это случилось во многом из-за масштабов соревнования, которое прошло по всей стране, а не в одном городе, как было в 30-м году. Сам Муссолини демонстративно купил билет на первый матч, а затем уселся рядом с почётными гостями на «трибуну д’оноре». Он очень хотел казаться «человеком народа», который тоже должен выстоять в очереди за билетом на «народный кубок».

Это был первый подобный спортивный турнир, который транслировался в прямом эфире по радио. Если в Германии или Голландии было немало владельцев радиоприёмников, то этого нельзя было сказать про Италию, где мало кто мог похвастаться такой роскошью. Итальянцам пришлось собираться в общественных местах и слушать трансляции вместе. После ЧМ количество владельцев радио возросло, но Италия всё равно серьёзно отставала от других стран Европы.

Полупустые трибуны заставили правительство делать всё возможное, чтобы загнать людей на матчи. Когда этого не удавалось, радиокомментаторы всё равно сообщали о «забитых стадионах» и «рабочих, пришедших смотреть на игру за честь народа и партии».

Италия начала мощно, но это была не единственная удачливая команда первого раунда: Швеция напрочь переиграла обладателя серебра предыдущего мундиаля Аргентину. Матч состоялся в Болонье перед 14 тысячами фанатами.

Хет-трик Эдмунда Конена позволил Германии переиграть бельгийцев на глазах у немногочисленной публики, которая заняла места на «Стадио Джованни Берта». Конен, дебютировавший за сборную, в итоге стал вторым лучшим нападающим с четырьмя голами.

Самым посещаемым матчем стала игра могучей Швейцарии против Голландии, которая закончилась победой первых со счётом 3:2.

В четвертьфинал пробились только европейцы. Италия принимала Испанию в самом скандальном противостоянии ЧМ, а Австрия готовилась сражаться с устрашающей Венгрией. Чехословакии досталась Швейцария, а Германии – Швеция, нашумевшая на весь мир.

Продолжая тему изоляции, английские газеты вообще не писали о происходящем в Италии. Не было известно вообще ничего. Фашистская пропаганда Муссолини работала так себе: почти везде ЧМ освещался довольно скупо, и лишь Испания осветила события состязания во всех деталях.

Четвертьфинальный поединок между Италией и Испанией вошёл в историю как один из самых жестоких и нечестных. Рефери обвиняли в подсуживании и коррупции. Слухи о нечестных судьях ходили давно, но доказать никто ничего не мог.

Легендарный испанский голкипер Рикардо Самора получил травму и заявил, что «поединок должен был быть финалом, поскольку это были две лучшие команды».

Зрители наблюдали за множеством болезненных стычек, нескольких футболистов унесли с поля. Марио Пицциоло сломал ногу и больше не выходил в форме «адзурри». Матч в итоге закончился ничьёй 1:1, что означало переигровку.

Талисман «Ла Рохи» Самора играть не мог, а итальянцы потеряли Пицциоло. Игра состоялась на следующий день на стадионе во Флоренции. Давление оказалось слишком сильным, и итальянцы выиграли – 1:0.

В полуфиналах суперкоманда Австрии во главе с Маттиасом Синделаром противостояла Италии, а Германия, переигравшая Швецию, готовилась сражаться с Чехословакией. Этот матч снова был связан со скандалами: опытный рефери Ринальдо Барлассина подсуживал более слабым чехам. Понимая, что итальянцев в финале будет судить неместный арбитр, он делал всё, чтобы прошла команда попроще.

Что касается Австрии, то ей было очень сложно в очередной жёсткой игре, которая совсем не подходила звезде Синделару, известному прозвищем «Бумажный человек» за хрупкую фигуру. Игра прошла на «Сан Сиро» в Турине перед 35 тысячами зрителей, многие из которых приехали из Австрии. Но в финал прошла, как и ожидалось, хозяйка.

К недовольству Муссолини, в день финала Чехословакия официально заняла позицию СССР, что в глазах Италии было антифашистским жестом, символизирующим противоположные политические философии. Многие коммунисты в Италии страдали от действующего режима, и финал казался этакой битвой между силами коммунизма и фашизма.

Исторический день наступил. Дуче и вся верхушка правительства пришли на игру – как и представители нацистской Германии и коммунисткой Чехословакии. Германия днём раньше выиграла бронзу и готовилась к церемонии после финала.

Финал прошёл на «Стадио Национале» в Риме. На игру пришло 65 тысяч зрителей – официально. Фотографии и очевидны говорили о немного другой картине. Очевидно, что многие места всё равно пустовали. Какие-то историки считают, что это было связано со слабеющим влиянием Муссолини в южной Италии, другие – с тем, что стояло жаркое лето, и высидеть было очень тяжело.

Сам матч оказался тем ещё зрелищем. Голов не было забито вплоть до последних 20 минут, когда гости внезапно вышли вперёд, поставив под угрозу весь фашистский спектакль. У Италии было не так много шансов, но Раймундо Орси всё-таки отвоевал один гол, а в дополнительное время сомнениям положил конец легендарный Анджело Скьявио из «Болоньи».

Скьявио стал вторым лучшим бомбардиром после Олдржиха Неедлого из Чехословакии. Неедлы был героем на родине, где он выступал за пражскую «Спарту», где отметился 180 голами за 225 игр. Он принял участие в ЧМ-38, но сломанная нога перечеркнула дальнейшую карьеру.

Фашизм и футбол. Муссолини и Чемпионат мира-1934


На торжественной финальной церемонии разносился фашистский гимн «Джовинецца». Победители были награждены не только кубком мира, но и специальным кубком, который заказал сам Муссолини. Он оказался в шесть раз больше официального.

Официально турнир завершился через четыре дня в Венеции, где впервые встретились Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. Встреча, в свою очередь, стала началом событий, предвещавших Вторую мировую.

Автор: Jim Hart, These Football Times

+9
Загрузка...