АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
Блоги 2.08.2017, 10:4516

«Мешок с дерьмом и сукин сын». Супер-агент, который был официантом в детстве

Сэр Алекс Фергюсон редко стесняется высказывать свое мнение, тем более, когда он хочет выразить свое отвращение к чему-то или кому-то. Отвращение – это вежливое описание того, что он сказал про Мино Райолу. На вопрос, почему «Юнайтед» позволил уйти Полю Погба в «Ювентус» в 2012 году, Фергюсон ответил: «Погба? У него был плохой агент. Мешок с дерьмом».

Возможно, в одном предложении шотландец выразил все, что должно было направиться в сторону Райолы. И многие утверждают, что это не было бы незаслуженно. Голландец стал печально известным, непопулярным представителем безжалостного капитализма, который управляет современной игрой. Но оценка Фергюсона, что он «плохой агент», является чем-то вроде оксюморона. Райола со всей критикой в его сторону является «плохим агентом». Но он, по сути, лучший.


Родившись в Салерно, Италия, Райола переехал в маленький голландский город Харлем со своей семьей в детстве. В сопровождении нескольких мигрирующих итальянских семей в конце 1960-х годов, род Райолы открыл пиццерию Napoli на местном рынке.

Райола был маленьким рабочим, и вскоре начал помогать в заведении. Он убирал, мыл посуду и даже иногда обслуживал столы.

«Мой отец работал 18, а иногда и по 20 часов в день. На работе он экстремален. Когда мне было 11 или 12, я пошел работать с моим отцом, чтобы узнать его. Он был на кухне, так что я мог сделать? Я мог только мыть посуду», - вспоминает Райола в интервью Financial Times.

Влияние отца проявилось на протяжении всей его карьеры.

С раннего возраста Райола показывал признаки деловой хватки, которые впоследствии отлично ему послужили. Его регулярное взаимодействие с клиентами помогло отточить свои коммуникативные навыки, как на итальянском, так и на голландском. Юному Мино доверили любые дела: работа с банками, собственниками и поставщиками.

Зрелость Райолы опровергла его юность, а также проницательность. К 19 годам он был миллионером. Он купил близлежащий Макдоналдс и продал застройщику за целое состояние, оставив его в удобном финансовом положении.

Такому очевидному коммерческому вундеркинду было бы прощено все, чего бы он мог добиться в этой сфере, но это не было его страстью. Футбол был. Поэтому в 22 года он отказался от своего юридического образования и занял должность технического директора в местном клубе «Харлем». Он даже выступал в составе этой команды и был весьма талантливым игроком.

Позже Райола вспоминал, как он смело добился такого резкого подъема в структуре клуба без предшествующего опыта на новой должности. «Президент «Харлема» приходил к нам каждую пятницу. Я всегда говорил ему, что он ничего не знает о футболе. Поэтому однажды он отвел меня в сторону и сказал: «Слушай, давай сам попробуй». Так Райола был назначен техническим директором команды.


Он имел большие планы и прибыл с типичной настойчивостью, но, как это неоднократно доказывалось, демонстративная личность Райолы не способствовала требованиям, которые предъявлялись к такой высокопрофессиональной роли. Он сразу не нашел язык с другими директорами клуба и ушел.

Это дало Райоле возможность сосредоточиться на Intermezzo, компании, которую он основал до своего назначения в «Харлеме». Через Intermezzo Мино провернул трансфер Брайана Роя из «Аякса» в «Фоджу». Он даже провел с игроком семь месяцев, испытав первый вкус жизни в качестве футбольного агента. Райола помог Рою покрасить дом.

Успешный трансфер Роя и важность Райолы в этом деле не остались незамеченными. Роб Янсен, один из ведущих нидерландских агентов, попросил Райолу выступить в качестве переводчика в переходе Денниса Бергкампа из «Аякса» в «Интер» в 1993 году. Янсен был впечатлен и дал ему работу в своей компании Promotion Sports. Однако индивидуалист Райола решил уйти и работать самостоятельно. Янсен был в ярости, но это не смутило Райолу. Супер-агент нуждается в толстой коже.

В Фодже Райола сделал две самые важные вещи в своей жизни: отношения с будущей женой и тренер тогдашнего клуба Серии А Зденек Земан. У Райолы и Земана была дружба, в основном состоящая из длительных дискуссий на футбольную тематику. Зденек часто говорил о своем желании найти «идеального игрока», который хорошо подготовлен технически и обладает феноменальным игровым мышлением. Мино считал, что такого исполнителя не существует. Пока он не нашел Павла Недведа.

«Единственное, что он думал о себе, это то, что он не может играть в футбол. Но он старался упорнее, чем другие», - сказал Мино о чешском полузащитнике. Недвед, в конечном итоге, стал первым крупным клиентом Райолы. Павел перешел в новый клуб Земана – «Лацио».

Публично выраженное восхищение Райолой Недведом - это черта, которая распространилась на протяжении всей его карьеры. Мино всегда выступает за интересы футболистов, защищает и хвалит своих клиентов, хотя его называют самовлюбленным нарциссом. Забота о своих клиентах сделало его приоритетным выбором среди многих европейских элитных игроков.

«Мадонна миа... Вы бы могли написать книгу об этом». Это были слова Райолы, когда его спросили о переходе Недведа в «Ювентус» в 2001 году. Полузащитник был счастлив в Риме, наслаждаясь семейной жизнью и своей формой в «Лацио». «Зарезервированный, неуверенный», - описал Райола Недведа. «Футбол означает для него гораздо больше, чем деньги». Не будем говорить, что значат средства для самого Мино.


Недвед оказал большое доверие своему агенту. Это был менее опытный Райола. Но тот, кто умел уважать клиента. В итоге, Недвед прислушался к непрекращающимся просьбам Мино рассмотреть возможность присоединения к «Ювентусу». Они взяли частный самолет и втайне отправились в Турин, чтобы начать переговоры.

Однако это не было тайной. Технический директор «старой синьоры» Лучано Моджи передал СМИ новость о прибытии Райолы и его игрока. Папарацци сразу же сделали фотографию Недведа со своим представителем, которые выходили из самолета. У Павла не было шансов на возвращение в «Лацио». Причиной такого поведения Моджи берет свое начало еще с 1990-х. Тогда Райола и Лучано встретились и разошлись врагами. Это не волновало Мино.

«Инцест сделал футбольный мир тупым. Этот мир тупой, потому что они сохраняют его тупым. Это замкнутый мир с огромным потенциалом и огромным оборотом денег», - говорил агент.

В далеком 1990-м году Райола назначил встречу с Моджи, который был тогда исполнительным директором «Торино». Их встреча была назначена на 11 утра, а сверхпунктуальный Мино явился на 15 минут раньше. «Я вошел в кабинет и как будто попал на прием к дантисту: 25 человек, все толпятся, курят и что-то обсуждают. В 11:15 еще никто не подошел ко мне, поэтому я просто пошел к секретарю и попросил передать мистеру Моджи, что я жду его. Мне ответили, что все эти люди ждут мистера Моджи».

Молодой Райола вежливо сообщил, что покидает встречу.
«Два часа спустя я вошел в ресторан и увидел мистера Моджи и всех этих 25 человек. Я подошел к нему и спросил:
- Это вы мистер Моджи?
- Да.
- Мне кажется, грубо с вашей стороны заставлять меня ждать.
- А вы кто?
- Я Райола.
- Ах, Райола. Ну, если вы так невежливы со мной, вам никогда не удастся продать игрока в Италии».

«Ювентус» уверенно подошел к переговорам с Райолой насчет Недведа. «Бьянконери» ожидали, что их требования будут удовлетворены и все произойдет быстро. Особенно после трюка Моджи с прессой. Однако Райола была в своей тарелке. Он описал переговоры по контракту Недведа как «мой матч», и в этом конкретном случае голландец был в топе.


«Я хочу, чтобы Павел зарабатывал больше, чем Зинедин Зидан в «Реале», - сказала Райола директорам «Юве». Над его предложением рассмеялись. Недвед подписался в соглашении, которое должно было заполниться конкретными цифрами. «Мино, я сейчас еду домой. Ты мне утром скажешь, где я играю – «Ювентус» или «Лацио». Ты – мой агент». Такой была реакция чешского полузащитника.

В панике руководство «Ювентуса» согласилось с условиями Райолы. «Они сказали:«Хорошо, мы дадим вам X». Но потом я ответил им:«Я передумал. Я не хочу X, я хочу Y». «Вы - сумасшедший», - ответили агенту. И началась война. Райола оставил договор в руках директоров туринского коллектива. На следующий день его требования были удовлетворены.

Златан Ибрагимович, следующий крупный клиент Райолы, в своей автобиографии назвал Райолу, как «Один из парней клана Сопрано». Мастерство Райолы в трансфере Недведа было определяющим моментом в его карьере. У него стало больше связей, уважения и, что самое важное, значительно повысилась его репутация. Быть в центре внимания имеет решающее значение.

После Недведа пришел Ибрагимович. Эксцентричному шведу был нужен агент, который соответствовал бы его загадочному характеру. Райолу рекомендовали друг и журналист Тийс Слегерс, хотя он предупредил, что голландец, родившийся в Италии, был «мафиози». «Мафиози - звучит хорошо, - ответил Ибрагимович. Их встреча была устроена.

Они встретились в шикарном японском ресторане Амстердама Yamazoto. Ибрагимович пришел в костюме. На его руке красовались дорогие золотые часы. Златан ожидал пообедать с «парнем, у которого золотые часы еще больше». Райола пришел в джинсах и футболке от Nike. Мино просто заказал пасту. «И он должен быть агентом? Этот чудак?».

Это было обычным делом для Райолы. Он быстро понял, что эго Ибрагимовича нужно «урезать и сократить». Прежде чем выйти Мино спросил Златана: «Ты хочешь быть лучшим в мире? Или футболистом, который зарабатывает больше всех и может хвастаться большой коллекцией дорогих вещей?». Ибрагимович был ошеломлен и впечатлен. Ему не потребовалось много времени на звонок агенту. Райола сообщил Ибре, что тому придется продать свои часы и машины, чтобы полностью сосредоточиться на тренировках. «Потому что твоя статистика – мусор», - обосновал Мино. «Конечно, абсолютно», - ответил шведский форвард.


Райола сыграл значительную роль в успехе Ибрагимовича, выступая в качестве посредника в прибыльном переходе в «Ювентус». Затем последовали трансферы в «Барселону», «Интер» и ПСЖ. После 15 лет с Райолой Ибрагимович стал вторым дорогим футболистом в истории, так как клубы потратили на подписание шведа 131 миллион евро в общей сложности. Однако деньги, которые получил Мино за все эти сделки, не беспокоят Златана. Футболист считает агента своим другом и наставником, который показал ему верный путь.

Не все клиенты Райолы доказали нюх агента. Например, Марио Балотелли. Несомненно, у Марио есть экстраординарный талант. Однако его отношение к делу остановило прогресс и затормозило карьеру. Теперь футболист просто выступает в составе «Ниццы». Мино признался, что в нераскрывшемся потенциале Балотелли также есть и его вина. «Если бы у Марио была голова Златана Ибрагимовича, то у Лионеля Месси было бы меньше «Золотых мячей», - однажды заявил голландский специалист.

Тем не менее, до сих пор остается уникальная связь между игроком и агентом. Балотелли как-то позвонил в панике Райоле и сообщил, что его дом горит. Мино ответил, что ему нужно вызвать пожарную бригаду. Это снова доказывает неотъемлемую преданность к своим футболистам. Это и делает его сильнее других агентов.

Райоле скоро исполнится 50 лет. Теперь он опытный «переговорщик», который прекрасно знает, что нужно молодым талантам, и как ими манипулировать. Когда он открыл Поля Погба, увидел в нем мега-талант, то Райола сообщил юному французу, что его слишком недооценивают в клубе. Его заработок очень маленький. Он готовил хавбека для ухода из «красных дьяволов».

Райола сделал себе, возможно, самого жесткого врага в лице сэра Алекса Фергюсона. Выпрашивая улучшенный контракт, он встретился с Фергюсоном, чтобы обсудить потенциальный рост зарплаты для своего клиента. Шотландский тренер отказался говорить в отсутствии Погба, поэтому Полю позвонили и пригласили на этот разговор. Полузащитник сообщил своему наставнику, что не будет подписывать договор с предложенными клубом условиями. После этого Ферги сказал Райоле это: «Ты – **дак и сукин сын».


В итоге, Погба перешел в «Ювентус» и преуспел. Прошлым летом Погба вернулся на «Олд Траффорд» за рекордные 89 миллионов фунтов. На банковские счета Райолы поступила круглая сумма – 20 миллионов. Это снова повысило рейтинг агента.

Возникновение такого персонажа, как Райола, вызывает серьезные вопросы в современном футболе. Игра, похоже, стала бизнесом в руках телевидения, трансферных слухов и супер-агентов. Деятельность Райолы и его коллег вряд ли можно назвать положительной.

Тем не менее, есть много аспектов, которые могут заставить восхищаться Райолой. Его лояльность, деловая хватка, несомненный интеллект и чутье. Его можно считать реалистом и безжалостным прагматиком, у которого нет сомнений в том, что он в итоге навредил футболу.

Безумие трансферного окна приносит пользу каждому в краткосрочной перспективе; игрокам, наставникам, болельщикам, руководителям, журналистам и, конечно же, агентам. Но в дальнейшем Райола, вероятно, будет одним из немногих, кто снова торжествует. Потому что чистоты стало меньше. Потому что футбол становится безжизненным.

Автор: Callum Rice-Coates, These Football Times.

+16